Курсы валют: USD 27/05 56.756 0.6859 EUR 27/05 63.6689 0.6573 Фондовые индексы: РТС 18:50 1073.04 -0.97% ММВБ 18:50 1934.25 -0.67%

Старика-"Оскара" обматерила актриса второго плана

Культура | 28.02.2011


Уже несколько лет подряд многие кинокритики вовсю громят "Оскар", считая его плачевной жертвой, которую утратившие объективность и компетентность кинодельцы принесли в угоду телерейтингам на алтарь шоу-бизнеса. Нынешняя церемония вручения премии, 83-я по счету, исключением не стала: ее уже обозвали вялой, скучной, предсказуемой, неоригинальной и полной банальностей. Зато вовсю ликуют букмекеры и косоглазый опоссум Хайди - им удалось-таки с поразительной точностью предсказать выбор американских киноакадемиков.

Фактически основная интрига в этом году сложилась вокруг двух картин - "Король говорит!" Тома Хупера и "Социальной сети" Дэвида Финчера, повествующей о создании Facebook. Всех волновал вопрос о том, какая лента получит приз в главной номинации, будет признана лучшей. Хотя претендентов на победу набралось рекордно много, аж целый десяток, это качественное и количественное многообразие никого не сбило с толку.

Критики ставили на "Социальную сеть", ориентированную на молодежную аудиторию, созданную режиссером-американцем и очень успешную с коммерческой точки зрения (а кассовые сборы в последнее время поразительно влияют на мнение членов жюри). Букмекеры, наоборот, отдавали предпочтение "Королю". И, как выяснилось, не прогадали. Оба фильма были представлены в нескольких номинациях, и утешительные призы - за лучший адаптированный сценарий, монтаж и саундтрек - достались американцам, а главный отхватили британцы.

Не менее предсказуемым было и присуждение золотой статуэтки за лучшую мужскую роль Колину Ферту за того самого короля, который говорит. Уж если букмекеры в определенный момент вообще перестали принимать ставки на его победу, значит, дело явно было в шляпе. Практически таким же считался расклад с лучшей женской ролью. Здесь к букмекерам присоединилась косоглазая Хайди, самка опоссума с невероятной харизмой и даром предсказательницы. Она напророчила победу Натали Портман, которая покорила публику ролью балерины в "Черном лебеде", и оказалась совершенно права.

Читайте по теме: "Оскар" косится на звездного опоссума.

Вторую по значимости претендентку - Аннет Беннинг - киноакадемики "прокатили". Дополнительный, пусть и менее болезненный удар ей нанесли киевские чиновники. Романтическая комедия "Детки в порядке", где Беннинг и Джулианна Мур играют лесбийскую пару, показалась Минкульту Украины вредной и опасной для подрастающего поколения, поэтому ведомство запретило ее просмотр лицам моложе 18 лет.

Но и эти неприятности не идут ни в какое сравнение с тем разочарованием, которое постигло братьев Коэнов. Их "Железная хватка" была представлена в десяти номинациях, что уже само по себе давало ей хорошие шансы на победу. Критики достаточно высоко оценивали картину, многие из них верили, что она удостоится золотой статуэтки - и даже не одной. Но, увы, хватка оказалась недостаточно крепкой: фильм остался вообще без наград, из-за чего журналисты моментально окрестили его провалом года.

1210.jpegБыли свои провалы и непосредственно на церемонии награждения лауреатов. Казалось бы, при высочайшем уровне организации вероятность всяких накладок сводится к минимуму, но и этот минимум способен произвести крайне удручающее впечатление. В нынешнем году, например, режиссер фильма-победителя "Король говорит!" Том Хупер произнес совершенно невообразимую благодарственную речь - видимо, в стиле своего героя. Он поведал публике, что идею создания картины ему подала мать. "Мораль этой истории - слушайте вашу маму", - заключил Хупер. А художник-постановщик "Алисы в стране чудес" Роберт Стомберг был так многословен, что Кара О'Хара, вышедшая с ним на сцену, не смогла и слова вымолвить. Художник по костюмам из того же фильма Колин Этвуд и вовсе отличилась - прочла речь по шпаргалке, чего на вручении "Оскара" давненько никто не видывал. Зато Натали Портман, которую беременность сделала чересчур эмоциональной, безо всякой бумажки вспомнила целую кучу людей, не преминув перечислить их имена. Причем в этом списке оказались даже те, кто не имел к "Черному лебедю" вообще никакого отношения. Короче говоря, тренинг по публичным выступлениям не помешал бы многим.

Вердикт "Золотой малины": Кончаловский хуже Шьямалана

Не на высоте, по мнению критиков, оказались и ведущие церемонии - актеры Энн Хэтэуэй и Джеймс Франко. Они вышли на сцену, поменявшись ролями: Энн в мужском костюме, а Джеймс в блондинистом парике и атласном платье. Хотя на "Оскаре" всегда приветствовались шутки и розыгрыши, причем достаточно жесткие, в данном случае юмористическая составляющая явно оставляла желать лучшего. "Реально зрители впервые засмеялись, только когда на сцену вышел Билли Кристалл, который до недавнего времени был бессменным ведущим оскаровского шоу, - сказал известный критик Роджер Эберт. - Выглядело это так, будто опытный мастер вынужден был преподать детишкам пару ценных уроков. Вообще складывается ощущение, что киноакадемики должны сесть и как следует поразмыслить над ситуацией, иначе скоро станет поздно что-то менять".

По теме: "Оскар" прикроет срам золотым конвертом.

Пока же если изменения и происходят, трудно сказать, что они в лучшую сторону. Например, в нынешнем году на церемонии вручения самой престижной кинопремии звучало на редкость много нецензурной лексики. Мелисса Лео, которая получила "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана в фильме "Боец", на радостях подпустила в официальной речи такое словечко, которое режиссеры только чудом успели перекрыть традиционным "пи-и-и". Актрисе просто не хватило слов для выражения собственной признательности членам жюри, съемочной группе и прочим причастным к ее победе лицам. В чем она сама сразу же и призналась. Ее партнер по фильму Кристиан Бейл, который получил премию в аналогичной мужской номинации, от матерщины воздержался и даже заранее предупредил публику о том, что не планирует сквернословить. Оказывается, Бейлу столько раз довелось материться в жизни и на экране, что этот процесс уже не доставляет ему удовольствия.

По всей видимости, удовольствие скоро перестанут получать и зрители, для которых каждая последующая церемония награждения лауреатов "Оскара" все меньше и меньше отличается от предыдущей. И попытки киноакадемии создать ажиотаж за счет расширения списка номинантов на премию "Лучший фильм" - во многом искусственно - не оправдали тех надежд, которые на них возлагались. Наверное, академикам и впрямь стоит задуматься, как советует Роджер Эберт, чтобы окончательно не превратить свое детище в донельзя банальное шоу с минимумом интриг, явным недостатком хорошего вкуса и остроумия.

Ольга Лазарева
Код для вставки в блог

Новости партнеров