Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 24.10.2017 : 57.5118
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 24.10.2017 : 67.8927
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 24.10.2017 : 75.5302
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 24.10.2017 : 45.0777

Общество

/image/article/1/4/2/1142.jpeg

Пассажирские страдания по копеечной цене

На самом деле удивляет даже сам факт, что авиаперевозчики вообще понесли наказание (если это громкое слово можно применять, говоря о штрафе в пять тысяч рублей с "носа"). Не то чтобы страдания пассажиров в нашей стране никого не волновали, но и защищать их попранные права никто особо не спешил. А уж когда в населенных пунктах Подмосковья тысячи людей остались без электричества накануне Нового года, аэропортовые страдальцы резко отошли на задний план. Однако им каким-то чудом все же удалось привлечь к себе внимание.

Делом обиженных и оскорбленных пассажиров заинтересовались сразу и прокуратура, и Роспотребнадзор, руководство которого клятвенно обещало отстоять права пострадавших россиян. Ну что сказать? Обещание выполнено, с формальной точки зрения не придерешься. А считать деньги, которые по суду будут взысканы с авиакомпаний, - это, согласитесь, как-то мелочно. Тем более что речь действительно идет о сущих мелочах.

В целом Роспотребнадзор рассмотрел 15 дел об административных правонарушениях в отношении авиакомпаний S7, "Трансаэро", "ВИМ-авиа", Utair, "Аэрофлот" и "Оренбургские авиалинии". В общей сложности ведомству удалось взыскать с провинившихся перевозчиков аж целых 135 тысяч рублей. То есть примерно по пять-десять тысяч рублей с каждого. Чего стоит этот штраф в масштабах авиакомпании, какую долю прибыли составляет, даже прикидывать не хочется.

Зато легко прикинуть, как указанная сумма соотносится с затратами, которые понесли "застрявшие" пассажиры. В аэропортах они провели несколько суток и потратили на одно только питание (еды, кстати, катастрофически не хватало) в разы больше, чем теперь заплатят виновники ситуации. Один более-менее сытный "перекус" в аэропортовом общепите обходился дороже 500 рублей, а полноценный горячий обед уже переваливал за 700-800 рублей.

Но это мы с вами сравниваем божий дар с яичницей, а с точки зрения закона карманы пассажиров и бюджеты авиакомпаний не имеют отношения друг к другу. И как бы ни старался Роспотребнадзор отстоять права граждан, на сумме штрафов его усилия отразиться не могли по определению. А точнее, по статье 14.8 Административного кодекса РФ, защищающей права потребителей на необходимую и достоверную информацию о реализуемом товаре. Именно по ней квалифицировались нарушения, допущенные авиаперевозчиками. И штрафы, кажущиеся откровенно смешными применительно к авиакомпаниям, тоже взяты оттуда.

Парадоксально, нелепо, даже цинично - но это факт. Более жесткого взыскания статья не предусматривает: максимум пять-десять тысяч рублей для юридического лица, вне зависимости от масштаба и сферы его деятельности. Так что по букве закона авиакомпании, запершие своих клиентов в стенах аэропортов, понесли самое страшное наказание из всех предусмотренных на данный случай.

Но его негодование в денежном эквиваленте выразилось непропорционально. В отношении "Трансаэро" было заведено 11 административных дел, по каждому из которых он теперь обязан выплатить десять тысяч рублей. "Аэрофлот" на этом фоне вообще вышел из судебной переделки без потерь. Несправедливо? Именно так считает руководство "Трансаэро" - поэтому и решило обжаловать все наложенные на него штрафы в судебном порядке. А с пострадавшими клиентами оно разбирается в частном порядке, добровольно выплачивая им компенсации. Общая сумма выплат уже перевалила за восемь миллионов рублей.

Несколько странно на этом фоне звучат выводы, сделанные главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко по итогам разразившегося в конце прошлого года скандала. "К сожалению, наш пассажир не агрессивен и не образован. Боюсь, наши обращения к пассажиру принять в хорошем смысле "озверин", взять и наказать через суд тех, кто не предоставил качественную услугу, не будут иметь успеха. Как только люди доберутся до места проживания, до праздничного новогоднего стола - все забудут, всех простят - и будут ждать следующих измывательств над собой", - сокрушался главный санитарный врач страны.

Однако здравый смысл подсказывает, что жалоб и исковых заявлений было мало отнюдь не из-за "не агрессивности" и тем более не из-за "необразованности". Скорее наоборот: люди попросту привыкли к тому, что российское законодательство оставляет потребителю слишком мало шансов на защиту. Думается, именно поэтому большинство пассажиров, чье новогоднее настроение было хладнокровно уничтожено авиаперевозчиками, не отважились вступить в борьбу с ветряными мельницами.

Впрочем, еще не вечер. История "ледяного дождя" и "обиженных и оскорбленных пассажиров" на этом не заканчивается. Россияне, судя по всему, решили прислушаться к сетованиям господина Онищенко на недостаточное количество исковых заявлений и составили новый коллективный иск. Теперь уже к компании "Аэрофлот". Заявление это будет подано в суд уже в середине следующей недели. Так что продолжение следует...

 

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.