Курсы валют: USD 26/05 56.0701 -0.2042 EUR 26/05 63.0116 0.0913 Фондовые индексы: РТС 10:17 1076.47 -0.65% ММВБ 10:18 1939.03 -0.42%

АвтоВАЗ и УАЗ закатают в рулон

Страна | 02.02.2011


АвтоВАЗ умудряется увеличивать прибыль, даже повышая цены на собственную продукцию. Выручка компании в январе выросла вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако уже в самое ближайшее время статистика продаж "железных коней" Волжского автозавода может вновь поползти вниз. Причина тому - рост стоимости металлопроката, который диктует "Северсталь". Кстати, от подорожания автомобильного листа уже пострадал другой российский автопроизводитель - УАЗ.

За первый месяц 2011 года АвтоВАЗ реализовал на внутреннем рынке почти 36 тысяч автомобилей. Более того, на экспорт было отправлено 2620 моделей Волжского завода. Популярностью у автолюбителей по-прежнему пользуется старая добрая классика - "пятерка" и "семерка". Следом идут относительно "свежие" Kalina и Priora. Замыкает список лидеров продаж Samara.

Любопытно, что анонсированное еще в декабре четырехпроцентное повышение цен на продукцию автоконцерна пока никак не отразилось на народной любви к "Жигулям". Порой складывается ощущение, что даже принудительный переход на европейские стандарты автомобильного топлива "Евро-4" и "Евро-5" не заставит жителей страны массово пересесть на иномарки.

Другое дело, что едва окрепшему концерну может навредить дальнейшее подорожание продукции, слухи о котором сейчас муссируются в СМИ. Ведь в самое ближайшее время автомобили могут вырасти в цене еще на четыре процента - из-за новых условий поставок металла, которые диктует "Северсталь".

Металлурги намерены поднять стоимость металлопроката на 20-30 процентов. В компании подчеркнули, что повышение цен на российские легковые автомобили за последние шесть лет составило 34 процента, а металлопрокат за этот период времени подорожал всего лишь на 7 процентов. АвтоВАЗу уже предложили заложить в основу ценообразования в 2011 году "справедливую базовую цену" на металлопрокат, которая и так ниже мирового уровня, пишут "АвтоВести".

Действительно, до сих пор поставки металла на автозаводы дотировались. Тот же АвтоВАЗ покупал прокат в среднем по 600 долларов за тонну, тогда как мировая цена на него уже давно перевалила за отметку в 700 долларов, сообщает "Коммерсант". Но согласятся ли автопроизводители с новыми условиями?

Дабы не останавливать конвейер, Волжский автозавод в итоге был вынужден подписать соглашение с "Северсталью", но лишь на февраль. Автовазовцы не намерены оформлять какие-либо долгосрочные документы на поставки стали из-за решения металлургов взвинтить цены на свою продукцию. Они даже направили жалобу в Федеральную антимонопольную службу, но это ведомство так и не нашло в действиях "Северстали" ничего противозаконного.

А поскольку альтернативы у российских концернов нет, то и диктовать условия они не могут. "Северсталь" поставляет 60 процентов необходимого АвтоВАЗу металла, являясь монополистом по шести позициям поставляемой номенклатуры, - цитирует РБК неназванный источник на предприятии. - На сегодняшний день найти альтернативного поставщика предприятию будет очень трудно, поэтому мы продолжаем вести переговоры с металлургами о ценах на металлопрокат и попытаемся заключить долгосрочный контракт".

1079.jpegА вот другой российский автопроизводитель - УАЗ - из-за новых условий "Северстали" вынужден прекратить производство. "Мы произвели корректировку производственного графика на текущий год и перенесли на февраль ранее запланированный на апрель двухнедельный корпоративный отпуск", - рассказала "Взгляду" руководитель департамента по связям с общественностью предприятия Алла Акимова, добавив при этом, что в период отпуска руководство УАЗа будет вести с поставщиками металлопроката переговоры о достижении обоснованного компромисса по ценам.

Кстати, остановка конвейера на УАЗе, который принадлежит группе "Соллерс", уже привела к тому, что производство были вынуждены остановить и другие заводы. Яркий тому пример - Заволжский моторный завод, который поставляет УАЗу двигатели и также входит в холдинг.

Трудно предположить, чем закончится противостояние металлургов с автопроизводителями. Последние говорят о том, что "Северсталь" имеет право пересматривать контракт, только если мировые цены на сталь вырастут более чем на 20 процентов, однако пока этого не произошло. Но у каждой стороны своя правда.

Как отмечает аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада, если посмотреть на ситуацию глазами металлургов, получается следующая картина: за 2010 год цены на сталь на Лондонской фондовой бирже выросли на 42 процента, железнорудный концентрат поднялся на 36 процентов, а уголь подорожал на 37 процентов. "Есть все основания предполагать, что в 2011 году цены на сталь, уголь и руду продолжат свой рост, что будет увеличивать себестоимость конечной продукции - в данном случае, холодного проката", - говорит эксперт.

Похоже, решение проблемы лежит уже в общегосударственной плоскости. Недаром некоторые издания в связи с нынешними событиями вспомнили о том, как Владимир Путин смог разрешить аналогичный спор в Пикалеве, когда местные заводы остановились из-за завышенной цены на сырье. Судя по всему, АвтоВАЗу с УАЗом остается надеяться только на помощь "сверху".

Артем Горбунов
Код для вставки в блог

Новости партнеров