Курсы валют: USD 17/01 59.6067 0.2367 EUR 17/01 63.2308 0.1086 Фондовые индексы: РТС 18:50 1151.05 -0.62% ММВБ 18:50 2189.07 -0.28%

Юрий Гагарин: через тернии к бренду

Общество | 01.02.2011


Первый человек, слетавший в космос, - это всего-навсего бренд. Права на имя "Юрий Алексеевич Гагарин" предъявили его потомки. Причем не 26 января 2011 года, а еще десять лет назад. Сейчас пришлось актуализировать патент, поскольку нынешний год объявлен в России Годом космонавтики. Младшая дочь Гагарина Галина, преподаватель экономики, не считает зазорным заработать на отцовском имени миллиард рублей. А то некоторые ловкачи, вроде премьера Владимира Путина, уже объявили Героя СССР российским национальным брендом.


На первый взгляд фраза "Гагарин – это бренд" звучит диковато для тех, кто это имя услышал еще в советской школе и с детства проникся к первому человеку, полетевшему в космос, чувством восхищения и уважения. И вот национальный герой стал всего-навсего "товарным знаком". На фамилии Юрия Алексеевича теперь можно не только воспитывать патриотизм, но и зарабатывать деньги.

26 января 2011 года младшая дочь героя Галина Гагарина подала заявление в Роспатент на регистрацию бренда "Юрий Алексеевич Гагарин". Глава Роскосмоса Анатолий Перминов не возражает. В один голос с Галиной он твердит, что в этом нет ничего зазорного, когда и так все, кому не лень, зарабатывают на имени летчика-космонавта.

В отличие от своего босса, руководитель пресс-службы Роскосмоса Александр Воробьев заверил журналистов, что семья регистрирует имя первого космонавта для защиты от использования в неблаговидных целях, а не ради коммерческой выгоды. Хотя соблазн велик.

Глава компании "Моспатент" Виктор Чернышов оценил бренд "Юрий Гагарин" в миллиард рублей. "В год 50-летия первого полета человека в космос возможности для капитализации имени Гагарина огромны. Столько всего будет выпущено с именем Гагарина!" - подчеркнул эксперт. Впрочем, брендом, по его словам, надо умело пользоваться, иначе "весь пар уйдет в свисток".

1076.jpegНадо отметить, что Галина Гагарина, хоть и преподает экономику в Плехановском университете, до нынешнего дня не извлекла из владения брендом большой выгоды – притом что она является правообладательницей уже несколько лет, а сейчас всего лишь перерегистрирует свидетельство об интеллектуальной собственности.

Впервые товарные знаки "Первый космонавт Юрий Гагарин" и "Юрий Алексеевич Гагарин" были запатентованы ее старшей сестрой Еленой еще в 2001 году, а потом переписаны на Галину. Сестры получили право называть этим именем парфюмерные изделия, бумагу, картон, изделия из них, одежду, в том числе спортивную обувь, кофе, чай, какао, рис, производство и прокат кино- и видеофильмов и еще целый ряд товаров. Но разве кто-то видел "Гагарина" на продуктовой полке?

А вот защищать отца, пользуясь своим правом на его имя, Галине Гагариной действительно приходилось. В 2007 году она выиграла иск против авторов комедии "Внук Гагарина", по сюжету которой мальчик-негр из детского дома оказывается потомком космонавта. "Гагарин по миру мотался и всех баб, ну и это самое, в общем, понимаете… без мата. Прилетел в Камерун, а там бабка моя. Гагарин не устоял, и бабка не устояла", – объясняет персонаж фильма. Это, мнению истицы, порочило честь и достоинство Героя Советского Союза. Тем более что у нее самой есть сын Юрий – настоящий внук космонавта.

В общем, фильм запретили, а кинокомпания "Централ Партнершип", режиссер Андрей Панин, сорежиссер Тамара Владимирцева и сценарист Наталья Назарова должны были еще и уплатить штраф за незаконное использование бренда.

С другой стороны, именем Гагарина назван самолет, продаются его статуэтки и футболки с портретом и надписью "Поехали", выведен даже сорт тюльпанов "Юрий Гагарин". Если Галина и борется с такими "пиратскими" товарами, то об этом никто не знает.

Хотя все может быть впереди. Ибо этот год для мечтающих нажиться на первом человеке, слетавшем в космос, поистине звездный. 2011-й объявлен Годом российской космонавтики, и в честь 50-летия подвига Юрия Гагарина (а также всей советской науки) из федерального бюджета будет выделено 115 миллиардов рублей на национальные космические программы. Так пообещал премьер Владимир Путин в ноябре прошлого года.

Там же, на заседании, где обсуждались детали празднования знаменательной даты, глава правительства заявил: "Все, что связано с космосом и его освоением, является российским национальным брендом… Именно наши соотечественники – Циолковский, Королев, Гагарин – сделали давнюю мечту людей о покорении космического пространства реальностью, открыли, без преувеличения, грандиозные перспективы для научно-технического и социально-экономического развития всей цивилизации".

Формально Путин покусился на частную собственность, каковой уже десять лет является бренд "Гагарин". Следовало бы его национализировать, если уж это наше общее достояние. А то ведь придется из бюджетных денег выплачивать Галине Гагариной неустойку, если Перминов исполнит свое обещание и назовет именем Юрия Гагарина отечественный космический корабль. Да и единороссам придется раскошелиться, прежде чем приступать к реализации партпроекта "Гагаринский старт". В его рамках дизайнеры предлагают популяризировать бренд "Гагарин" среди молодежи с помощью пресловутых футболок и прочей атрибутики. А ведь право извлекать прибыль из звездного имени имеет только Галина.

Сложности могут возникнуть и у саратовских чиновников, которые хотят обустроить место приземления Гагарина, превратить его в парк аттракционов и торговать там сувенирами с соответствующей символикой. А что делать жителям города Гагарина, в котором родился будущий герой? "Мы понимаем, что сегодня Гагарин – это определенный бренд и Гагаринской земли, и Смоленской области, и России в целом, если брать масштаб личности Юрия Алексеевича", - заявил недавно глава администрации Гагаринского района Владимир Иванов, даже не подозревая о том, что "Гагарин" действительно бренд, только не общий, а сугубо частный.

В законах об интеллектуальной собственности много абсурдного. Взять хотя бы историю с двумя Александрами Розенбаумами. Если у двух музыкантов одно имя, данное им родителями, почему же прав только тот, кто раньше сбегал в Роспатент, а другой обязан скрываться за псевдонимом?

Читайте также: Александру Розенбауму не повезло с фамилией

Наверное, из-за этого необъявленного соревнования практика патентов на имя и распространяется с космической скоростью. Существуют зарегистрированные знаки "Алла Пугачева" и "Владимир Жириновский", "Филипп Киркоров" и даже "Владимир Высоцкий". "Киркоровым" владеет Алла Пугачева, а "Высоцкого" недавно приобрел екатеринбургский предприниматель Андрей Гавриловский. Оказывается, не обязательно быть наследником великого человека, чтобы торговать его именем. И даже у настоящих родственников, по российскому законодательству, разрешения спрашивать не нужно, утверждает член коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Василий Моисеев. В деле регистрации брендов главное – быть первым.

Светлана Болотникова
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров