Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

Скульптуру "Чиновница" запретили кубанские чинуши

Общество | 22.12.2010


Советская номенклатура очень любила искусство. Символом этой любви стала знаменитая "Девушка с веслом". А вот все, что не соответствовало ее каноническим формам, партийные ценители прекрасного давили бульдозерами. И хоть первое в мире государство рабочих и крестьян уже двадцать лет как дало дуба, традиции идеологически верной эстетики, как показывают события последних лет, живее всех живых. Новой жертвой бюрократической вкусовщины оказалась "Чиновница" заслуженного художника России Александра Аполлонова.

Скульптура с таким названием должна была стать одним из экспонатов южной региональной выставки, организованной Российской академией художеств и Союзом художников России в Сочинском художественном музее. Но выставочная комиссия, в которую, к слову сказать, входит и сам ваятель, убедительно рекомендовала ему не настаивать на участии его произведения в экспозиции. В том, что это решение принималось внутри арт-сообщества, журналистов "Российской газеты" уверил директор Сочинского музея Петр Хрисанов.

"Сразу скажу: мы не касались формирования экспозиции, все решения принимали сами академики, - заявил он. - Насколько я знаю, была снята не одна работа, многое не попало на выставку. Понятно, что художники в таких случаях очень обижаются, даже говорят, что их преследуют".

Причиной неожиданной самоцензуры для коллег художника стала нетривиальность трактовки образа, из-за которой бюст даже получил второе название - "Мутант". Дело в том, что представительница непобедимой армии российских столоначальников предстает у Аполлонова в довольно экстравагантном обличье: почтенной чиновнице скульптор приделал свиное рыло. Подобная сатирическая фантасмагоричность, как заявили представители выставочной комиссии, не укладывалась в общий позитивный настрой экспозиции.

"Я понимаю, почему это происходит, - высказал свое мнение о происходящем Александр Аполлонов в интервью "Российской газете". - Кто-то увидел в моей работе едва ли не портретное сходство. Причем, что удивительно, сразу с несколькими местными чиновницами! А я ведь никого персонально не имел в виду, это вымышленный, гротескный образ".

812.jpegГротеск - гротеском, а организаторов выставки в Сочи тоже можно понять. На фоне недавних событий на севере Краснодарского края, в которых местное чиновничество проявило себя не самым лучшим образом, сатирическая задумка ваятеля может быть неверно истолкована. К чему лишний раз раскачивать лодку? И так смутьянов от искусства развелось как тараканов, всякие там Мавроматти, Тер-Оганьяны, Синие носы и Лены Хейдиз. Естественно, что уважаемые деятели Российской академии художеств не пожелали оказаться на одной с ними доске.

Можно лишь пожалеть, что на подобную кривую дорожку встал один из них, заслуженный художник, член-корреспондент академии художеств. Ну да Аполлонов сам виноват. Он и раньше был на плохом счету у краснодарской администрации, постоянно конфликтовал с губернатором Ткачевым, даже судился с ним. Уважающий себя служитель муз так не поступает. Искусство должно облагораживать действительность, а не критиковать. Вон Александр Шилов - писал красиво генеральных секретарей КПСС, и теперь народный художник, создатель галереи своего имени. А критикан советского строя Кабаков где? Довозмущался - остался без чинов и званий. Не выступай - и в академики попадешь.

Видимо, такой логикой руководствовались коллеги Александра Аполлонова, когда прятали его столоначальницу в запасник. Хотя, может, они не сами. Может, им подсказал кто. В этом уверен заслуженный художник России, лауреат премии администрации Краснодарского края в области науки и искусства Валентин Папко.

"Мы и не заметили, как вернулась ситуация, когда чиновники стали определять развитие искусства, - отметил он в интервью "Российской газете". - Вот и в этом случае не думаю, что решение о снятии скульптуры из экспозиции члены комиссии принимали самостоятельно. Скорее всего, они получили конкретный "сигнал".

"Ситуация, когда чиновники определяли развитие искусства", сохранялась в России более пятидесяти лет. За это время страна из важнейшего центра мировой художественной культуры, каким была в начале XX века, превратилась в заповедник пошлости и вторичности. Лучшие представители отечественного искусства гибли в застенках НКВД и эмигрировали. А пока зарубежные художники расширяли границы эстетического осмысления действительности, на одной шестой части суши вершиной творческого поиска и эталоном для подражания оставалась пресловутая "Девушка с веслом".

Сергей Подосёнов
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров