Курсы валют: USD 20/01 59.3521 0.1691 EUR 20/01 63.1803 -0.0449 Фондовые индексы: РТС 18:17 1133.38 -1.59% ММВБ 18:17 2156.77 -0.61%

Российские дельцы снесли слишком много яиц Фаберже



Произведения искусства, в том числе и ювелирного, подделывали всегда. Мастерски выполненные фальшивки оседали, как правило, в частных собраниях, но иногда по стечению обстоятельств попадали даже в музейные коллекции. В этом тонком деле все, разумеется, зависит от уровня профессионализма непосредственного изготовителя "липы". Можно изготовить такую копию, которая приведет в замешательство даже опытного эксперта. Главное, как показал недавний казус на французской таможне, - не зарываться.


Вряд ли на контрольно-пропускном пункте международного парижского аэропорта Руасси, известного также как аэропорт Шарля де Голля, есть сотрудники, способные на глазок отличить настоящее яйцо Фаберже от искусной фальшивки, снабженной фирменным клеймом и по виду ничем не уступающей великолепию оригинала. Но когда при проверке коммерческого груза даже самый неискушенный таможенник наталкивается на целый инкубатор из этих яиц в количестве аж трех с половиной сотен, то тут сообразит любой недотепа - дело нечистое.

758.jpegВ этом контрафактно-контрабандном деле сразу же обнаружился "российский след": по словам представителей администрации парижского аэропорта, гигантская партия поддельных яиц прибыла во Францию именно из РФ. После этого громкого заявления воцарилась подозрительная тишина. Казалось бы, самое время обнародовать отправителя груза, чтобы пресса худо-бедно могла понять, откуда в данном случае ноги растут.

Расследование при этом продвинулось достаточно далеко: правоохранительным органам удалось выяснить, что "драгоценные" фальшивки были привезены в страну для сбыта на рождественских базарах. Их должны были продавать на Елисейских полях и в районе Дефанс по несколько сотен евро за штуку.

В таких случаях покупатель прекрасно осознает, что приобретает подделку. Но если бы все граждане проявляли сознательность и противодействовали распространению контрафакта личным примером, то не ездили бы в московском метро скромные девушки с сумками Louis Vuitton на локотке и молодые люди с массивными часами Rolex на запястьях. С яйцами Фаберже - примерно та же история, что с высококачественными имитациями дорогущих украшений от Cartier, Tiffany, Bvlgary и так далее. Есть категория людей, причем многочисленная, которые наслаждаются обладанием заведомой подделкой. И если судить по объему партии фальшивых яиц, то россияне и французы в этих тайных страстишках схожи.

Подделывание произведений искусства - само по себе искусство. В нашей стране оно начало активно развиваться с 2000 года. Уголовный кодекс трактует такую деятельность очень специфически - принимает во внимание случаи, когда фальшифка используется для совершения преступления (например, для кражи оригинала с подменой его копией) или самим своим существованием нарушает чье-то авторское право. Продажа художественной "липы" может квалифицироваться как мошенничество, но тут придется доказывать, что продавец имел преступный умысел.

759.jpegВ России чаще всего подделывают картины, изделия из фарфора и "ювелирку", в том числе и вышеупомянутого Фаберже. Справедливости ради надо отметить, что внимание нечистоплотных ювелиров, промышляющих изготовлением так называемых реплик, гений ювелирного дела привлек еще при жизни. Немецкие и австрийские фабриканты поставили производство копий на конвейер, решив воспользоваться триумфом Фаберже на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Они массово выпускали копии знаковых произведений ювелира - эмалевые цветы в хрустальных вазочках и пресловутые пасхальные яйца. Причем хрусталь, как водится, заменяли стеклом, а эмаль - дешевым лаком.

Были и такие фирмы, которые взяли стиль Фаберже за основу и начали творить собственные вариации на тему великого мастера - как правило, низкопробные и довольно безвкусные, зато соответствующие моде.

Поскольку на многих изделиях Фаберже изначально отсутствовало клеймо (не клеймились мелкие или хрупкие вещи, а также изготовленные из платины), подделывать их было очень заманчиво. А если "липа" по качеству и использованным материалам не уступала оригиналу, то и отличить одно от другого становилось занятием весьма проблематичным.

В России мастерские по изготовлению ювелирных фальшивок открылись полвека назад, и с тех пор они исправно нелегальным путем переправляют подделки в другие страны. Но до сих пор всем "копировщикам" хватало ума работать с серийными или неклеймеными изделиями Фаберже, дабы распознать подделку было под силу разве что экспертам. А вот состряпать партию из 350 яиц, количество которых известно даже тем, кто не отличается особой широтой кругозора, - это уже, согласитесь, прямо наглость какая-то.

Ольга Лазарева
Код для вставки в блог

Новости партнеров