Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 17.12.2017 : 58,8987
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 17.12.2017 : 69,4298
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 17.12.2017 : 79,0892
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 17.12.2017 : 45,2813

Культура

Господдержка провалила российское кино

В нынешнем году на поддержку отечественного кино были выделены такие средства, какие от государства не получает ни один национальный кинематограф в мире. Вместе с тем, по подсчетам компании Movie Research, 2010 год стал худшим для проката российского синема. Аналитики указывают на три главные беды - отсутствие качественных лент, малое количество кинотеатров и плохую рекламу. Между тем, анонимные доброжелатели из общественно-аналитической группы "Кино без запахов" нашли корень всех зол. Это коррупция.

2010 год еще не окончен, но по предварительным подсчетам компании Movie Research, он станет худшим для отечественного кино по показателям проката. Общий уровень доходов кинорынка России и стран СНГ без Украины к концу года выйдет на рекордно высокий уровень в миллиард долларов.

Но, во-первых, эта цифра достигнута не столько увеличением посещаемости кинотеатров, сколько ростом цен на билеты. А во-вторых, на долю отечественных фильмов приходится лишь 17 процентов кассовых сборов. При этом только три русских ленты не стали убыточными - "Наша Russia. Яйца судьбы", "О чем говорят мужчины" и "Любовь в большом городе-2". Полет фантазии и уровень культуры в них не велик, но массового зрителя устроил. Есть еще надежды на премьеру "Елок" Тимура Бекмамбетова, однако он все равно не успеет до конца года обогнать лидеров.

В прошлом году доходных кинокартин было больше - целых восемь. Процент сборов за прокат отечественного кино достигал 26 от общей суммы.

Спад интереса к russian production налицо, хотя именно в этом году правительство России поддержало киноиндустрию солидным денежным костылем в 4,907 млрд рублей. Но от инвалидности и ущербности это ее не спасло.

В чем причины? По мнению кинорежиссера Алексея Учителя, лента которого "Край" возглавляла "хит-парад" кинопроката в первую неделю после выхода на экраны, наши кинопроизводители часто впадают в крайности. Снимают либо слишком хорошее и неинтересное для жующей попкорн публики кино. Либо такую чушь низкого качества, что уважающий себя зритель на нее не идет. "Крепкого середняка" в нашей стране, в отличие от США, нет, отметил Учитель в интервью РБК.

Но корни проблемы, на его взгляд, надо искать не только в творческой плоскости. В России слишком мало кинозалов - всего две тысячи, в то время как в одном Лос-Анджелесе их тридцать тысяч. К тому же российские картины часто не имеют рекламного бюджета, что оставляет их прозябать в безвестности. А отечественная пресса вместо того, чтобы популяризировать наше кино, только и делает, что критикует, в принципе отбивая у зрителя охоту смотреть российские фильмы.

Исследования Movie Research показывают, что средний возраст российского зрителя - 25 лет. А доля любителей отечественного кино в этой возрастной категории не превышает трех процентов. Большинство из этих молодых людей не пойдет ни на "Край", ни на "Утомленных солнцем-2".

Еще одной причиной финансовых потерь не только наших, но и зарубежных кинокартин становятся пиратские копии. С этим явлением Россия пока эффективно бороться не научилась. Единственное, на что оказалось способно правительство, - это создание единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), куда кинотеатры должны скидывать данные о каждом проданном билете. Такой практики в мире нет, везде довольствуются финансовыми отчетностями. Но у нас этим документам не верят. Впрочем, до 2015 года - крайнего срока подключения к ЕАИС - нововведение может почить в бозе.

Но самым негативным фактором, ведущим к краху отечественного кинопроизводства, общественно-аналитическая группа "Кино без запахов" считает сговор и мошенничество при распределении госсредств. В своей публикации на сайте "Демократор.ру" эксперты приводят факты откровенных злоупотреблений. К примеру, получила государственную поддержку масса никому не известных фильмов по сценариям Веры Федоровой (она же Самсонова, она же супруга Андрея Самсонова, председателя всех Единых конкурсных комиссий). Некоторые написаны в соавторстве с близким другом Самсоновых Сергеем Сергеевым, который одновременно является работником Департамента по кинематографии и постоянным ответственным секретарем Единых комиссий и Экспертного совета.

Конкурсные комиссии, выбирающие студии, которым будет предоставлена государственная поддержка, работают в соответствии с моральным обликом Самсонова. Это следует из тщательного анализа результатов их деятельности. Самые успешные с экономической точки зрения компании у них получают низкие баллы по "художественной и культурной значимости", что позволяет выводить в лидеры "своих людей".

В составе комиссий помимо сотрудников Министерства культуры работают вроде бы независимые эксперты. Однако они, как утверждает группа "Кино без запаха", все равно имеют непосредственное отношение к компаниям-победителям в конкурсах, где сами лично не участвовали. Просто обеспечивали победу друг другу и где нужно - компании "Гринсити", связанной с троицей Федорова-Самсонов-Сергеев.

Если руководство Министерства культуры не в курсе связей между победителями и членами конкурсных комиссий, то оно слишком наивно для работы во главе ведомства. А если в курсе - то слишком преступно.

"Именно подлое проведение конкурсов предыдущих лет довело наше кино до такого постыдного состояния, что российские зрители уже почти перестали ходить на российское же кино! А титры про господдержку "Фильм снят при финансовой поддержке..." стали, по сути, отпугивающим клеймом", - резюмируют анонимные эксперты.

Их доводы подтверждаются данными Счетной палаты России. Она проверила, как Министерство культуры расходовало госсредства, выделяемые ему с 2008 по 2009 год на поддержку отечественного кинематографа. Выяснилось, что ни один контракт не был заключен без нарушений.

По словам аудитора Счетной палаты Александра Филипенко, господдержку оказывали без разбора: проекты с сомнительной художественной и культурной ценностью получали статус национальных фильмов. При этом победители тендеров ни разу не сдали работу в срок.

В нынешнем году ситуация с распределением государственных средств стала еще более несправедливой. Был создан Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, из которого получили финансирование восемь компаний - "СТВ" Сергея Сельянова, "Дирекция кино" Анатолия Максимова, "ТРИТЭ" Никиты Михалкова, "Централ партнершип" Рубена Дишдишяна, "Профит" Игоря Толстунова, Art Pictures Федора Бондарчука и Александра Роднянского, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова и "Рекун-синема" Валерия Тодоровского.

Ни проектов фильмов, ни сценариев они не предоставили. Однако по условиям предоставления госпомощи (по 250 миллионов рублей на каждую) компании обязаны снять по три фильма за год. Любого качества и неважно, с какими коммерческими перспективами. На "свободных мастеров" осталось только 800 млн рублей. Как они будут распределяться, избегнут ли они страшного российского явления - "распила", разрушающего Россию изнутри? Вряд ли. Поэтому, наверно, эксперты Movie Research на ближайшие пять лет российскому кино успехов не прогнозируют.

Image

Президент наводит марафет – Франция смеется

Эммануэль Макрон никакими доходами не обладает, его супруга получает пенсию провинциальной учительницы, но это не мешает главе республики тратить десятки тысяч евро... на макияж.

Image

Винтокрыл из будущего

«Вертолеты России» представили беспилотный конвертоплан – «помесь» вертолета с самолетом, унаследовавшую лучшие свойства от обоих своих прототипов. Сейчас новинка проходит летные испытания…