Курсы валют: USD 18/01 59.4015 -0.2052 EUR 18/01 63.2864 0.0556 Фондовые индексы: РТС 18:50 1156.47 0.47% ММВБ 18:50 2178.73 -0.47%

Египетская нажива: туроператоры с хваткой акулы

Страна | 13.12.2010


После недавней акульей атаки пляжи египетского Шарм-эль-Шейха заметно опустели. Возможность столкнуться с хищниками-людоедами заставила людей отказываться от поездок, несмотря на то, что деньги уже были уплачены. И что же в итоге? Получилось так, что туристы оказались меж двух огней: с одной стороны - жаждущие крови акулы, а с другой - жаждущие наживы туроператоры, которые наотрез отказываются возвращать полную стоимость путевки. За права туристов попытался вступиться главный санитарный врач РФ.


Как и следовало ожидать, напуганные акулами россияне наотрез отказались ехать в солнечный Египет. Даже несмотря на увещевания египетских властей, что, мол, и сетку для акул натянут, и специалистов иностранных для решения проблемы призовут, и количество спасателей на один квадратный метр будет прямо-таки зашкаливать... Но люди не едут, боятся. Более того - не просто боятся, а требуют денег за путевку.

На днях глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил: все, кто испугался акул близ побережья Шарм-эль-Шейха и передумал туда ехать, должны получить компенсации в полном объеме. Главный санитарный врач РФ не ограничился лишь этим заявлением, а отметил, что его ведомство поможет туристам, опустошившим свои кошельки, но так и не отдохнувшим.

На самом деле заявления Геннадия Онищенко - о том, что туристы, узнавшие об опасности, поджидающей их на курорте, могут требовать компенсации, - вполне логичны и не противоречат законодательству. Ведь если открыть федеральный закон "Об основах туристической деятельности" и найти там статью 14, то можно прочесть следующее: если турист вдруг узнает, что в стране, куда он собрался, возникла угроза его жизни и здоровью, то на этом основании имеет полное право расторгнуть договор о реализации туристического продукта. Иными словами, клиент вправе потребовать деньги назад.

Однако тут, как практически во всех российских законах, есть большое "но". Для того чтобы вернуть деньги, необходимо доказать, что обстоятельства (а в нашем случае это кровожадные акулы) действительно угрожают жизни и здоровью. По сути, соответствующие органы государственной власти должны это подтвердить. Подтверждения как такового действительно еще не было.

748.jpeg"Давайте не будем путать понятия. Акулы не являются форс-мажором. Кстати, акулы в этом заливе водились всегда. Более того, люди специально ныряли, чтобы на них полюбоваться. Неизвестно лишь, из-за чего эти акулы начали нападать на людей. Мы полагаем, что нападение акул не является форс-мажором. Это все равно что запретить ездить в Рио-де-Жанейро, потому что там есть криминальные кварталы. Плюс ко всему, мы полагаем, что стопроцентный возврат стоимости тура возможен в том случае, если федеральный орган объявил страну или место временного пребывания нежелательными для посещения. У нас этого не происходило", - заявила NewsInfo исполнительный директор Ассоциации туристических операторов России Майя Ломидзе.

Примечательно, что Ассоциация туроператоров по сути противоречит сама себе, говоря, что причина, по которой акулы стали нападать на людей, неизвестна, и тут же не признавая непредвиденность и непреодолимость этого факта. Что же это получается, нападение акул можно предвидеть? Думается, нападения этих хищников не менее неожиданны, чем землетрясение. Единственное, что, пожалуй, может утешить туристов потративших деньги на "акулий Египет" - это то, что Государственная дума вдруг встала на сторону потребителей и даже задумалась, не изменить ли закон об основах туристической деятельности.

Что касается самого главного - возврата денег, то по идее возвращать их клиентам должны туроператоры, ведь туристы вносили деньги в кассы туристических компаний, оказывающих комплексные услуги, а не расплачивались по отдельности с авиакомпанией, отелем и так далее. Получается, что туроператор все же несет ответственность за оказание услуги, а не является лишь посредником, не отвечающим практически ни за что.

"Мы полагаем, что неправильно требовать возврата денег только с туроператора, так как он формирует тур, но не может нести ответственность за каждого поставщика услуг. А поставщиков услуг в туристическом продукте довольно много. Если стоит вопрос о возврате денег, то должны возвращать их все. И вообще, существует вполне стандартная законная процедура. Человек пишет заявку в туристическое агентство, которое потом направляет ее своему туроператору. Он, в соответствии с договором, возвращает ту часть, которая не является реально понесенными расходами на момент возврата денег. А это, как правило, стоимость авиабилета и размещение - либо полностью, либо частично, в зависимости от того, какие договоренности существуют с российским оператором", - заявила NewsInfo исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Судя по всему, российские туроператоры не собираются просто так сдаваться и возвращать деньги, а как раз наоборот - намерены выйти победителями из этого непростого "акульего дела". Цитата представителей Ассоциации туристических операторов России ("туроператоры не виноваты в том, что в Красном море свирепствует акула") вмиг разлетелась по Рунету и вызвала массу негодования - со стороны как сочувствующих, так и туристов, действительно выкинувших деньги на ветер. В этой ситуации, как и во многих других подобных, возникающих в России, каждый пытается отстоять свою точку зрения.

Туроператоры скрываются от ответственности за десятками статей и законопроектов. Роспотребнадзор, кинувшийся защищать туристов, только сотрясает воздух цитатами из законов. Искать же выход из этой ситуации в бесконечных судебных тяжбах придется, как всегда, потребителям.

 

Эллада Карибова
Код для вставки в блог

Новости партнеров