Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Непопулярная Mazda выбирает Россию

Страна | 08.12.2010


Японский автоконцерн Mazda изучает возможность строительства завода в России. По замыслу его руководства, выход на российский рынок может стать частью новой экспортной стратегии, которая значительно поднимет продажи. Неудивительно: за последнее время Mazda утратила популярность не только в РФ, но и у себя на родине. Впрочем, времени на раздумья у японцев осталось мало. Москва уже договорилась со Всемирной торговой организацией, что после марта 2011 года перестанет подписывать соглашения по промышленной сборке.


На этой неделе президент Mazda Такаси Яманоути объявил, что сборка автомобилей на месте представляется руководству компании более эффективной, чем ввоз готовых машин. И добавил: "Если мы построим в России сборочный завод, то сможем более успешно конкурировать с другими иностранными производителями". Ожидается, что в скором времени в РФ отправятся японские эксперты, которые по итогам своей поездки вынесут вердикт о том, стоит ли возводить завод или искать счастья в другой стране.

Кстати, это будет уже вторая попытка Mazda отрыть производство в России. Маркетологи компании еще два года назад подумывали о собственных конвейерах в РФ, но в итоге глава европейского подразделения компании Джеймс Мюр с сожалением констатировал: небольшие объемы продаж и неполная загруженность уже существующих предприятий делают такой проект невыгодным.

714.jpegС тех пор ситуация изменилась, причем как в России, так и у японского автопроизводителя. РФ, к примеру, на фоне падения спроса в Европе по итогам октября впервые с 2008 года смогла подняться на второе место по продажам легковых машин, реализовав почти 200 тысяч штук, что на 62 процента больше, чем за тот же прошлогодний период. Обогнала Россию лишь Германия - одна из самых "автомобильных" (по уровню производства) стран мира.

Что же касается Mazda, то на домашнем рынке опять же за текущий месяц выручка компании упала почти в два раза по сравнению с октябрем прошлого года. Кроме того, в России в этом году продажи автомобилей Mazda упали на треть. Два года назад империя Яманоути занимала в РФ десятое место по объему продаж авто, а модель Mazda 3, прозванная в народе "матрешкой", входила в список наиболее популярных машин в стране. Сейчас же концерн опустился на 17-е место, сообщает Daily Journal. О популярности новых моделей говорить, соответственно, также не приходится.

Мотивация японцев попробовать свои силы в России понятна, но в попытке выйти на новый рынок концерн может столкнуться с серьезными проблемами. Ведь российские власти собираются ввести новый режим промышленной сборки иномарок на территории страны, который обяжет иностранные концерны производить в год не менее 300 тысяч автомобилей. Такой объем спроса на Mazda маловероятен.

Но справиться с трудностями японцы могут в сотрудничестве с давним партнером - концерном Ford. Как известно, в 1979 году он вошел в капитал Mazda, а вскоре и вовсе увеличил свою долю до 33 процентов. Однако грянувший экономический кризис заставил американцев продать акции и остаться при своих 11 процентах. И хотя пресса Страны восходящего солнца говорит о дальнейшем сокращении доли Ford, обе стороны эту информацию не подтверждают. Специфика же российского рынка такова, что почти все иностранные автоконцерны - Renault-Nissan, Volkswagen-Skoda или Peugeot-Citroen-Mitsubishi - действуют на совместной основе. Особняком стоят Toyota и Ford, но, в любом случае, ни одно предприятие не производит даже 200 тысяч автомобилей в год.

715.jpegВ этой связи кооперация со старыми фордовскими партнерами для Mazda выглядит более чем привлекательно. Другое дело, что площадка завода во Всеволожске, где в гордом одиночестве обосновался Ford, позволяет выпускать лишь 125 тысяч машин. А для двух автогигантов этого, естественно, будет недостаточно. В качестве возможного выхода из ситуации можно рассматривать строительство нового совместного предприятия, которое позволит увеличить производство. Именно об этом сейчас говорит большинство экспертов, оценивая российские перспективы Mazda.

Впрочем, есть и те, кто считает, что японцы справятся со всеми невзгодами и в свободном плавании. По словам аналитика управляющей компании "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, которые приводит "Российский бизнес", возможность собирать свои машины в России и продавать их, тем самым повышая лояльность потребителей и интерес к марке, позволит Mazda увеличить объем продаж на 15-20 процентов. "Отсутствие соглашения о промсборке всего лишь увеличит срок окупаемости проекта с трех-пяти лет до четырех-шести", - заметил Баранов. Он считает, что оптимальной мощностью завода на данный момент будет 50 тысяч автомобилей в год с возможным увеличением до 100 тысяч. Причем часть этой продукции пойдет на реализацию в страны СНГ и даже, возможно, в Китай.

Какая судьба уготована Mazda в России - пока неясно. С одной стороны, в борьбе за покупателя автоконцерну предстоит преодолеть нешуточные препятствия. А с другой, падение уровня продаж буквально подталкивает Яманоути и Ко на освоение новых рынков, в том числе и российского. Если, конечно, Mazda вообще наберется решимости на него выйти.

Артем Горбунов
Код для вставки в блог

Новости партнеров