Курсы валют: USD 19/01 59.183 -0.2185 EUR 19/01 63.2252 -0.0612 Фондовые индексы: РТС 18:50 1151.65 -0.42% ММВБ 18:50 2170.09 -0.40%

Мошенники обогащаются на утилизованном автохламе

Страна | 02.12.2010


Еще задолго до начала программы утилизации старых автомобилей по стране начали ходить разговоры о том, что на затее этой нагреют руки десятки мошенников. Вспоминали, в частности, случай в Германии, откуда в Восточную Европу и Африку вывезли 50 тысяч машин, отправленных ранее в утиль. Вспоминали и ехидно усмехались, мол, куда уж "вазовским" развалюхам до перепродажи! И вот, вопреки всему, свершилось. Накануне московская милиция обнаружила у частных извозчиков 50 автомобилей, числившихся утилизированными.


Бывшую некогда у всех на слуху государственную программу утилизации старых авто, сегодня вспомнит далеко не каждый. Пожалуй, о ее существовании помнят лишь те, кто так и не расстался с мечтой сдать дедушкин "жигуленок" в утиль, получить за него сертификат стоимостью 50 тысяч рублей и купить с его помощью новенькую иномарку.

Как ни парадоксально, однако программа утилизации машинного хлама будоражит умы российских автомобилистов не так долго, как может показаться. После того, как ряд европейских стран испробовал на себе затею с уничтожением отбегавших свой век автомобилей, Россия с сожалением взглянула на свой автопарк пенсионного и предсмертного возраста и решила последовать примеру соседей.

И вот, восьмого марта, в Международный женский день стартовал в нашей стране эксперимент под громким названием "Государственная программа утилизации старых автомобилей". Государство, что называется, не поскупилось: на проведение эксперимента было выделено 10,5 миллиардов рублей. Предполагалось, что 200 тысяч сертификатов на 50 тысяч рублей разлетятся в разные регионы в период с 8 марта по 1 ноября 2010 года. Однако власти недооценили возможности соотечественников - сертификаты на покупку нового автомобиля закончились уже в июле. Сколько из этих ценных бумажек пошло действительно на покупку автомобиля нуждающемуся человеку - точно неизвестно. Хотя, согласно разным отчетам и статистическим данным, благодаря программе утилизации продажи новых авто значительно возросли, а за новой продукцией Волжского автозавода и вовсе выстраивались целые очереди на несколько месяцев вперед.

Как бы то ни было, но и в этом проекте без многоэтажных махинаций дело не обошлось. Примеры - налицо, взять ту же самую перепродажу старых авто третьим лицам или банальную замену рабочих запчастей на нерабочие перед отправкой автомобиля на утилизацию. Как и предполагалось, наваривался народ на каждом винтике. Думается, после старта программы утилизации, на вторичный рынок автозапчастей в буквальном смысле хлынул поток товара.

Немало людей пострадало и по вине нерасторопных автодилеров, которые не успели подготовиться к старту программы. Сотрудники дилерских центров одно время просто-напросто не принимали у людей ни старых авто, ни заявок на покупку новых машин. Автовладельцам приходилось вставать в негласную очередь, где их и перехватывали ловкие на слово и дело мошенники.

Схема, по которой действовали шулеры, была проще пареной репы: нечестных дел мастера арендовали несколько гаражей или неэксплуатируемую парковку, давали в газету объявление о том, что принимают машины от лица определенного дилера и попросту забирали у людей авто, говоря, что сертификат будет выдан через несколько дней. Отобранные автомобили продавались в дальнейшем за копейки. На самом деле, до сих пор остается неясным, кто был менее всего подготовлен к столь масштабному эксперименту: люди или сами власти, бросившиеся с головой в пучину, дабы не прослыть перед европейскими соседями отсталыми.

Парадоксально, но лучше всего к программе утилизации подготовились российские мошенники. Отечественные шулеры даже в ситуации с перепродажей автохлама смогли отличиться и обойти скрупулезных немцев по ловкости рук. Если, например, в Германии подобные махинации были хоть как-то прикрыты документально, у нас - увы и ах.

Немецкие ловкачи, в большинстве своем - сотрудники автомобильных компаний, присматривались к машинам, сдаваемым в утиль, выбирали среди них более-менее приличные, затем рисовали им поддельные документы и переправляли за границу. Примечателен тот факт, что жители тех стран, в которые попадали на ладан дышащие немецкие авто, удивлялись, как у людей рука поднимается уничтожать автомобили, которые еще могут ездить.

681.jpegВ России аналогичного мнения придерживаются нелегальные таксисты. Именно они и скупают у мошенников старые авто, отобранные когда-то у владельцев под видом программы утилизации. Эти машины, давно снятые с учета, как правило, не предназначены для безопасной перевозки людей. Однако ушлых таксистов это нисколько не смущает, а даже наоборот стимулирует к активному заработку денег. Оно и понятно, нужно ведь разбогатеть, пока машина не развалилась на ходу.

Небольшое лирическое отступление. В Москве, думается, каждому хоть раз приходилось ездить в аэропорт ночью. Приходилось и мне. Добравшись как-то раз на последнем поезде метро до станции "Речной вокзал", а именно оттуда все едут в Шереметьево, начинаю подыскивать машину. По обеим сторонам дороги выстроились нестройными рядами отжившие свой век внуки и правнуки АвтоВАЗа. Рядом с полуживыми, заляпанными грязью автомобилями стояли водители. Все, как один - южане в черном одеянии, кепках и сигаретой в зубах.

"Дэвушка! До аэропорта - недорого!", - звонким голосом прокричал один из водителей, завидев меня с дорожной сумкой в руках.

"Недорого, это сколько?", - поинтересовалась я.

"Тысача рублей и ми мигом там!", - моментально ответил водитель, словно читая по ценнику.

Ответом я была искренне ошарашена, ведь от метро "Речной вокзал" до аэропорта Шереметьево ехать около десяти минут, соблюдая при этом скоростной режим и останавливаясь на светофорах. Примечательно, что билет на самолет с мягким креслом, напитками, жужжащими стюардессами, газетами и даже шторкой на окне, купленный в дешевой авиакомпании, стоит 900 рублей, а вот "билет" на "шестерку", с дряхлым прокуренным салоном, готовую в любой момент испустить дух - тысяча рублей.

Размышляя над всем этим, порой, серьезно задумываешься, кому с программой утилизации повезло больше: нам, отдающим за поездку на якобы утилизированном авто бешеные деньги или жителям Африки, радующимся стареньким "Опелям", избежавшим утилизации.

 

Эллада Карибова
Код для вставки в блог

Новости партнеров