Курсы валют: USD 26/05 56.0701 -0.2042 EUR 26/05 63.0116 0.0913 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.52 -0.37% ММВБ 18:50 1947.26 -0.24%

"Транснефть" играет в игру "Маша-растеряша"

Страна | 17.11.2010


Интересные и необъяснимые вещи творятся с российской нефтью. Около пятидесяти пяти миллионов тонн ежегодно исчезают в неизвестном направлении. Возможно, что утекшие запасы добычи - результат теневого рынка сбыта, на котором нефтяники втридорога толкают свою продукцию. Не исключено, что это - последствия несанкционированного присоединения к трубам "Транснефти", которая сама не в курсе, что ее бессовестно обворовывают. Третий вариант - предвыборная гонка, силы перед которой решили апробировать на "черном золоте".

План по развитию нефтяной отрасли до 2020 года регламентирует Энергетическая стратегия, утвержденная правительством в прошлом году. Она предусматривает два варианта развития событий для государства: плановый, в котором рост нефтедобычи невозможно сохранить, и проектный - с новым налоговым законодательством, где общая налоговая нагрузка для нефтяников должна быть снижена с 75 процентов до 65 процентов. При этом в кабинете министров предполагают, что после 2020 года за счет новых месторождений пошатнувшееся положение "нефтянки" обязательно изменится.

579.jpegНо вот нюанс - каждый год теряется около десяти процентов добытой сырой нефти. И по некоторым данным, у Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в обязанности которого входит подсчет объемов добычи и экспорта, регулярно не сходится баланс. Во всем, как обычно, виновен теневой рынок сбыта. Якобы крошечные нефтеперерабатывающие заводы незаконно "присасываются" к трубам "Транснефти", а затем экспортируют "черное золото" всем страждущим, которые не могут позволить себе оплатить крупные объемы. Но возможно ли, что сама "Транснефть" сливает топливо на сторону, скооперировавшись с крупнейшими нефтяными компаниями?

Аналитик нефтегазовой отрасли ИФК "Алемар" Анна Знатнова не уверена, что крупнейшая транспортная монополия страны может быть замешана в коррупционном скандале.

"Я полагаю, что эти потери, скорее всего, связаны с незаконными врезками в трубопроводы "Транснефти", которая сама теряет из-за этого большие деньги. В среднем "Транснефть" транспортирует внутри России около 200 миллионов тонн нефти. Я не думаю, что крупные нефтяные компании причастны к потерям, так как они сами заинтересованы в получении большей прибыли, которую приносит экспорт черного золота и экспорт нефтепродуктов. Кроме того, нефтяные компании России сегодня заинтересованы в увеличении своей капитализации, которая подразумевает полную прозрачность перед законом и инвесторами", - рассказала она в интервью Newsinfo.

Сама "Транснефть", которую полностью контролирует государство, объясняет потерянные тонны разливами нефти, которые периодически происходят на многих участках транспортной системы. Сообщения о сочащемся через дырявые трубы "черном золоте" всегда сопровождаются скандалами, интригами, расследованиями и последующем латании "дыр". Однако все остается по-прежнему - нефть утекает, а куда - якобы неизвестно. Поскольку тот процент потерь, который уже заложен при сегодняшнем износе труб, не может соответствовать заявленным пятидесяти миллионам тонн.

Скорее всего, дело не в нефтеперерабатывающих заводах, на которые пытаются повесить серьезную для страны проблему. Раздел сфер влияния, происходящий в последнее время, заставляет задуматься о предвыборной гонке - ведь она начнется уже в следующем году. Сейчас каждому из возможных кандидатов важно заявить о себе с положительной стороны. Особенно в свете последних событий, когда в адрес Владимира Владимировича и бывшего руководства "Транснефти" прозвучали обвинения в махинациях при строительстве трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан".

Например, вчера блогер Навальный опубликовал документы по реализации проекта ВСТО, подготовленные в 2008 году специалистами "Транснефти" по запросу Счетной палаты. В бумагах упоминается увеличение сметы на сумму около 4,5 миллиарда рублей, а общий объем растрат составляет примерно 4 миллиарда долларов. Сама транспортная монополия по поводу опубликованных блогером материалов хранит молчание.

Дмитрий Медведев поручил разобраться с "нефтяным безобразием" и создать систему "Нефтеконтроль". Учитывая, что протяженность нефтяной транспортной системы около пятидесяти тысяч километров, сомнительно, что за каждым километром трубы можно будет уследить.

578.jpegВ любом случае, даже если подобное ведомство с легкой руки российского лидера будет создано, оператором его, предположительно, станет Минэнерго, а куратором проекта - Игорь Сечин, известный своей проазиатской политикой (а, следовательно, и лоббированием направления ВСТО) и тем, что выступает на стороне премьер-министра, будучи помощником президента. Поэтому сложно представить, что "Нефтеконтроль" сможет обнаружить какие-либо нарушения при транспортировке нефти. При этом на создание "Нефтеконтроля" потратят миллиардные суммы. Точный размер средств неизвестен, но в плане-графике размещения государственного заказа уже значится оборудование на сумму более 40 миллиардов рублей.

"Если произойдет создание системы "Нефтеконтроль", то это будет похоже на передел сфер влияния, как мы знаем. Допустим, соответствующий законопроект все-таки будет принят, следовательно, технически будет как-то все изменено. Но если и найдут какую-то похищенную нефть, то она будет в небольшом количестве. Ручейки этих доходов идут на самый верх, и если начать все это копать, мы увидим такие вещи...", - полагает эксперт нефтегазовой отрасли ИК "Баррель" Анна Анненкова.

Итак, всерьез муравейник начнут шевелить в следующем году - раскроет ли Генпрокуратура хоть одно дело о хищении сырой нефти. Вот тогда будет видно, насколько сильна и верна президенту его команда, сформированная за президентский срок. Пока, на сегодняшний день, все попытки действующего президента идти против главы правительства на поверку оказываются декларациями. Тем более, что окупаемость столь капиталоемкого проекта под вопросом. Поскольку потери бюджета от несанкционированных потерь нефти все равно меньше, чем стоимость только одного оборудования для системы "Нефтеконтроль".

Илона Раскольникова
Код для вставки в блог

Новости партнеров