Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Франко-российская дружба на благо искусства

Культура | 17.11.2010


Французский министр культуры Фредерик Миттеран накануне предложил создать совместную академию киноискусств. Идея эта осенила режиссера Павла Лунгина, 15 лет прожившего в Париже. Суть проекта заключается в создании Фонда для финансирования фильмов, сценарии которых будут отбирать "академики". В обеих странах ценят авторское кино и раскрытие общечеловеческих проблем через призму конкретной личности. Хотя сам Лунгин полагает, что, по большому счету, ни мы французов не понимаем, ни они нас.


Пока российская глубинка в рамках года Франции в России наслаждается классикой и современными шедеврами французского кино, и в провинциях Франции в рамках года России идут фильмы наших режиссеров, чиновники от культуры хотят закрепить результат сближения двух стран.

Накануне французский министр культуры Фредерик Миттеран рассказал о создании российско-французской  академии киноискусств. Она должна, по задумке авторов, "содействовать совместному франко-российскому производству, продвижению российского кинематографа во Франции и в Европе, и французского - в России".

Проект, по словам Митеррана, был предложен режиссером Павлом Лунгиным и уже обсуждался на уровне министров культуры. По словам француза, еще предстоит решить множество юридических и финансовых вопросов, так как "будут задействованы как государственные, так и частные фонды".

Главный ученый секретарь Российской академии кинематографических искусств "Ника" Кирилл Разлогов, узнав о создании франко-российской академии киноискусств, сначала удивился. Но услышав фамилию режиссера "Острова" и "Царя", сразу догадался: "Лунгин делает этот проект под себя".

Чуть позже киновед выяснил подробности, и рассказал Newsinfo о сути будущей академии.

- В свое время был такой фонд во Франции, который давал деньги французским продюсерам на совместное производство со странами Восточной Европы. Потом этот фонд был закрыт, потому что считалось, что страны Восточной Европы уже достаточно развились. И сейчас французы создали фонд "Юг", который дает деньги французским продюсерам на совместное производство с южными странами, например, с Киргизией, Казахстаном. А Россия от этого отведена. Лунгин пытается восстановить что-то в этом духе, чтобы при Французском национальном киноцентре создался какой-то небольшой фонд, который бы финансировал совместные проекты с Россией. А российско-французская академия будет выявлять проекты, которые заслуживают такой поддержки, как на стадии производства, так и на стадии распространения, в частности проката во Франции.

- В нее войдут академики из "Ники"?
- Это абсолютно не связано. Академий у нас сто тысяч. Я бы вообще предлагал давать звание "академика" еще при рождении, чтобы никто не был в обиде. У нас только чисто кинематографических - две академии. Я думаю, там будут те влиятельные кинематографисты, которые имеют имя и так или иначе связаны с Францией и, естественно, Лунгин планирует это, в известной мере, "под себя".

Российско-французские связи в кинематографе уходят к самым истокам этого вида искусства. Русские звезды немого кино, такие, как Иван Мозжухин, Вера Каралли, Дина Кирова, эмигрировавшие из революционной России, остались навсегда во французской истории.

В середине XX века между французскими и советскими кинематографистами возник взаимный интерес, которому не смог помешать даже "железный занавес".  СССР активно закупал все фильмы с участием Жан Поля Бельмондо, "Безумного Пьеро" Годара, "Шербурские зонтики", "Большую прогулку", "Никаких проблем". Франция в обмен брала "Это сладкое слово свобода", "Они сражались за Родину".

Именно французский режиссер Клод Лелуш, автор киношедевра "Женщина и мужчины", впервые пригласил российский фильм "Летят журавли" к участию в Каннском фестивале. Там  Михаил Калатозов завоевал  Золотую пальмовую ветвь 1958 года.

Наиболее популярны в Париже такие режиссеры, как Александр Сокуров, Алексей Герман, Павел Лунгин, Никита Михалков, Андрей Кончаловский и Сергей Бодров. В то же время в России только в этом году в прокате находятся 28 французских фильмов, а за первое десятилетие этого века у нас было показано более 400 французских картин.

В одиннадцатый раз в нашей стране проходит ежегодный фестиваль "Французское кино сегодня". Сейчас он добрался до таких отдаленных регионов, как Новосибирск и Красноярск.  Жителям Сибири в течение ноября показывают новые фильмы Люка Бессонна, Седрика Канна, Альбера Дюпонтеля, Джессики Хауснер, "Жана-Люка Годара, Лауры Шарпантье, Клода и Натана Миллера, Паскаля Бордо и Карима Дриди. В программе есть и киноленты, пока не приобретенные отечественными прокатчиками. Это "Шахматистка" Каролин Боттаро и "Обыкновенная казнь" Марка Дюгена о враче-практикантке, лечащей Сталина.

Что сближает французский и русский кинематограф? На взгляд посла Франции в России Жана де Глиниасти, в обеих странах фильмы "традиционно показывают судьбу и жизнь человека через повседневную жизнь, когда все начинается с чего-то маленького и незначительного, а в итоге превращается в нечто важное для всего человечества, в проблему вселенского масштаба".

При этом русский и французский характер остаются чуждыми друг другу. Павел Лунгин, которому в начале 90-х удалось отыскать деньги на его первый серьезный фильм "Такси-блюз" во Франции, и впоследствии переехать туда на 15 лет, некоторое время назад утверждал, что французам совсем не любопытно, что происходит в России с людьми. "Есть какая-то коррумпированная, дезорганизованная страна, которая практически не влияет на ход их жизни. Они нас так поняли - и сразу прошел интерес. К кино, к литературе, ко всему русскому. Когда я приехал во Францию, только и было восторгов: "Достоевский, Достоевский!" А сейчас - потухло. Как будто Достоевский один, без ракет и без идеологии коммунизма, уже никому не нужен", - заявил он в интервью журналу Тime Оut по возвращении на Родину.

По наблюдениям Лунгина, "во Франции напрочь отсутствует импровизация, вся жизнь строго спланирована". А сказка о взаимной любви и понимании французов и русских  - полностью выдумана. "Русские всегда любили не французов, а Францию - как некую вещь, некий артефакт. И совершенно не хотели понимать людей, которые эту страну сделали. Эти отношения любви-ненависти имеют глубокие корни. Еще Фонвизин писал: "Француз души не имеет, да и иметь таковую почитает за величайшее для себя несчастье"", - напоминал Лунгин. Может быть, эта фраза запала ему в душу после того, как  классик французской "новой волны" Жан-Люк Годар нелестно охарактеризовал российского режиссера, довольно долго искавшего свою стезю: "Достаточно пять минут посмотреть на то, как этот джентльмен ест свой йогурт, чтобы понять, что вы имеете дело с прохвостом".

Но если даже предположить, что души у французов в нашем, российском понимании, нет, то деньги на индустрию кино там выделяют достаточно щедро. Поэтому создание российско-французского фонда, как и присоединение России к европейскому фонду Eurimages, наконец произошедшее в этом году, должны благотворно сказаться на отечественном кинематографе. И может быть российские кинопроизводители в союзе с европейцами составят серьезную конкуренцию американо-индийскому альянсу Голливуда с Болливудом, о котором было объявлено в ноябре.

Светлана Болотникова
Код для вставки в блог

Новости партнеров