Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 15.12.2017 : 59,1446
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 15.12.2017 : 69,4653
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 15.12.2017 : 78,7688
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 15.12.2017 : 44,7606

Мир

/image/article/4/9/6/496.jpeg

Ирак: резня в Эдеме. Часть II

Захо - Эрбиль: могут расстрелять, а потом спросить паспорт.

На автобусной станции Захо прощаешься с проводниками. Они свое дело сделали - ты в Ираке. А твоя задача теперь - как можно быстрее добраться до Эрбиля. По здешним дорогам можно ездить только засветло. Днем есть шанс добраться до цели без приключений, а вот ночью... ночью не найдешь таксиста, который повезет тебя от Захо до Эрбиля. Крайне редко ночью на иракских дорогах не взрываются машины.Есть короткий путь - он лежит через Мосул, и, если ехать им, то до Эрбиля не так уж далеко. Но через Мосул не повезут даже днем. Сейчас это - второй после Багдада опаснейший город Ирака. Поэтому приходится делать крюк, объезжать Мосул, а это прибавляет порядка шестидесяти километров.

Дорога до Эрбиля разбита в хлам. Как будто террористы из Аль-Каиды взрывают ее каждую ночь. Говоришь об этом водителю, но он даже не улыбается: слишком похоже на правду. Не проходит и нескольких минут, как он указывает на обочину дороги.

- Вон... взорвали тут.

На обочине - обгорелый остов легковой машины, подорвавшейся на мине.

По пути встретится еще не один такой. Их не убирают, и они лежат в стороне от дороги, постоянным напоминанием о том, что надо быстрее добираться до города, чтобы ночь не застала в пути. Водитель уже не обращает на них внимания, но непривычный взгляд все же цепляется: легковая, еще легковая, а вот - целый обгоревший автобус.

Впереди первый блок-пост - водитель тормозит заранее. Не дай Бог подъехать к нему на полной скорости: влепят автоматную очередь. Смертники не раз и не два на всем ходу врезались в блокпосты на машинах, начиненных взрывчаткой. Поэтому солдаты сначала расстреляют несущийся автомобиль, потом паспорт спросят. Если останется, у кого спрашивать.

На блокпостах дежурят иракцы - американцев здесь больше нет. Но видно, что здешний порядок насаждался именно американской рукой. У курдских солдат нет даже своей формы - они носят форму США, правда, налепив на нее нашлепку с курдским флагом. Солдат напряженно вглядывается в машину, но расслабляется, увидев европейское лицо пассажира. А русский паспорт и подавно заставляет его улыбнуться.

- Проезжайте, - машет он рукой.

Таких блокпостов по дороге от Захо до Эрбиля - минимум полтора десятка. На одних, маленьких, даже не останавливают машину - пропускают, разглядев пассажира. На других, покрупнее, обложенных мешками с песком - тормозят, придирчиво разглядывают паспорт, обстоятельно расспрашивают водителя. Перед такими - целая очередь из машин, и теряется драгоценное время: солнце садится. Надо быстрее, надо.

497.jpegДорога расходится, впереди - путь на Мосул, короткий путь до Эрбиля. В ночное время здесь безраздельно властвуют те, у кого один закон - автомат. Наш водитель поворачивает налево: он повезет окольной дорогой.

Чем ниже опускается солнце, тем сильнее водитель жмет на газ. Машина подскакивает на разбитой дороге, шофер бормочет под нос арабские ругательства, еле уворачиваясь от колдобин и камней. Мельком взглядываю на спидометр: 140 километров в час. На такой дороге - это почти подвиг. Или самоубийство.

Еще один блокпост впереди, водитель тормозит. Навстречу выходят два солдата. Один, совсем молодой, радостно улыбается русскому паспорту, лицо светлеет на глазах. Удивительно видеть такую приязнь у солдата, облаченного в американскую форму.

Но это - один из самых крупных и один из последних блокпостов на пути в Эрбиль. Поэтому здесь не обойдешься демонстрацией паспорта. Солдат просит выйти из машины и быстро обхлопывает - нет ли на тебе пояса шахида, нет ли взрывчатки. Потом просит открыть сумку с ноутбуком, светит туда фонариком, ощупывает бумажник.

Затем лезет в багажник, в котором лежит большая сумка с вещами. И здесь проявляется непостижимое восточное раздолбайство: солдат светит на сумку фонариком и тем удовлетворяется. Открыть не просит. Водитель с облегчением захлопывает багажник и давит на газ, нервно поглядывая на край горизонта. Несколько минут назад закатилось солнце, и темнеет стремительно.

Последний десяток километров проезжаем в темноте, под звездами. Мы уже недалеко от Эрбиля - самого спокойного города Ирака. Относительно спокойного, конечно: во всей стране не найти и квадратного километра, где за безопасность можно было бы ручаться.

498.jpegНо тем не менее - Эрбиль считается благоприятным городом. Въехав в него, водитель облегченно вздыхает. Поневоле задаешься вопросом: как ему ехать обратно в Захо, в ночи. Но понимаешь, что не каждый день таксисту удается заработать сотню долларов за три часа. За такие деньги можно и переночевать в машине, где-нибудь в черте города, чтобы вернуться в Захо утром.

Даже в темноте видно, сколько в Эрбиле строек. Вдоль всех дорог - сплошные стройки. Наверное, это один из самых быстрорастущих городов Ирака.

Одна из особенностей города - еще не все отделано до конца, но заведение уже открыто и работает. Наш отель тоже - новостройка. Здесь - не доделана дорожка, а тротуар перед входом покрыт строительной пленкой. Асфальта нет, и нужно ступать крайне аккуратно, чтобы не вляпаться в жидкую грязь. После чего ты сразу попадаешь в роскошный холл с дорогой мебелью.

Ты уже ждешь, что и номер будет на высоте. Увы, жестокое разочарование: комната - как будто из советских времен: облупленные и испачканные стены, в ванной комнате - протекающий душ и торчащие из стены ржавые железки, перегоревшие лампочки, полуразломанная вешалка. Этот отель - символ всей здешней демократии. За красивым фасадом новостройки скрываются нелицеприятные вещи.

Искусственно насажденная иракская демократия выглядит эффектно: многочисленные партии, честные выборы - но таит под собой целое змеиное гнездо разборок, убийств, взаимной ненависти и постоянно тлеющих углей гражданской войны.

Отдернув штору, смотришь на темную улицу. Вздрагиваешь от каждого громкого звука. Невозможно поверить, что сегодняшнее утро начиналось в Стамбуле. Это не просто другая страна. Это другой мир.

Читайте первую часть серии эксклюзивных репортажей.

Image

Винтокрыл из будущего

«Вертолеты России» представили беспилотный конвертоплан – «помесь» вертолета с самолетом, унаследовавшую лучшие свойства от обоих своих прототипов. Сейчас новинка проходит летные испытания…

Image

На чем лучше не экономить при покупке матраса?

Хороший ортопедический матрас может в корне поменять вашу жизнь, в разы повысить комфорт сна, улучшить настроение и подарить полноценный отдых телу. В последнее десятилетие на рынке матрасов появились сотни различных моделей, десятки отечественных и зарубежных производителей, которые предлагают продукцию всех ценовых категорий. Можно ли в подобном разнообразии найти нечто доступное, не жертвуя качеством и сроком службы? Давайте попробуем разобраться, на чем же можно экономить при покупке ортопедического матраса, а на чем лучше не скупиться.