Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 15.12.2017 : 58,7082
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 15.12.2017 : 69,4048
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 15.12.2017 : 78,8745
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 15.12.2017 : 45,0116

Страна

Михаил Краснов: речь идет о целостности страны

2 ноября Государственная дума приняла в первом чтении законопроект  о наименовании должности главы субъекта Российской Федерации. Законопроект прокомментировал заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Государственного университета - Высшей школы экономики Михаил Краснов, один из авторов Конституции РФ 1993 года.

- Михаил Александрович, не является ли принятие такого закона (о наименованиях глав субъектов РФ) вторжением в сферу деятельности региональных парламентов?

- Известный старшему поколению эстрадный конферансье Борис Брунов как-то в середине 90-х годов пошутил: "Президентов так много, а за пивом послать некого". Действительно, если вдуматься, то такое наименование высшего должностного лица субъекта РФ (региона) в федеративном государстве не самое удачное. Но оно не случайное. За ним стояло стремление руководителей ряда бывших автономных образований в составе РСФСР (РФ) поставить себя едва ли не вровень с российским руководством.

Собственно, Федеративный договор 1992 года во многом был следствием как раз угрозы "разбегания" российских регионов. Он стал вынужденным компромиссом между еще слабым Центром и желавшими попользоваться этой слабостью регионами. Чтобы нейтрализовать центробежные тенденции, Центр пошел на некоторые уступки. Федеративный договор состоял фактически из трех договоров. Первый из них назывался Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

Вот оно - "суверенных"! Это было одним из следствий того самого компромисса. Следы его видны и в действующей Конституции РФ, например, в том, что республика названа, пусть и в скобках, государством и что она имеет свою конституцию (ст.5). Так что наименование "президент республики" родом из того сложного времени.

После принятия Конституции 1993 года начался, хотя медленно и с небольшим успехом, обратный процесс - наступления Центра. Немалую роль в этом сыграл Конституционный Суд РФ, в решениях которого можно заметить явный централизаторский уклон. В частности, именно КС РФ установил, что республики не вправе иметь собственное гражданство.

Перелом в истории "перетягивания одеяла властных прерогатив" между центром и регионами произошел, как известно, в 2000 году. Но изменение порядка формирования Совета Федерации, образование семи федеральных округов, поставленная президентом РФ перед прокуратурой, пинюстом и президентскими полпредами задача строго контролировать соответствие законодательства субъектов РФ федеральной Конституции и федеральным законам - все это было, так сказать, скорее "психической атакой". Лично я считаю, что Центр сломил региональную фронду в 2003 году, когда была принята радикально новая редакция Федерального закона 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

После этого закон претерпевал еще много изменений. Но особенно памятны изменения, начавшиеся в 2004 году, когда президент получил, можно сказать, "контрольный пакет" в отношении региональных властей. Обычно помнят, что с этого времени он стал фактически назначать глав субъектов РФ. Но ведь он получил и право распускать региональные законодательные собрания, а также увольнять президентов и губернаторов, причем по весьма расплывчатым основаниям.

К чему я все это вспоминаю? К  тому, что хотя закон и называется "об общих принципах", в нем, помимо самих принципов есть масса норм, которые отнимают даже те небольшие участки самостоятельности регионов. Напомню, что в нынешнем году, например, по инициативе президента РФ все субъекты были законодательно "причесаны" под общую гребенку: для них установлены единые "нормативы" численности депутатского корпуса. Унификация наименований высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов власти) субъектов РФ еще меньше отвечает названию закона об общих принципах.

Итак, поправки к закону об общих принципах по поводу наименования глав субъектов РФ станут еще одним (повторю, отнюдь не первым) вторжением в самостоятельность регионов. Тут я должен поправить вас: не региональных парламентов, а именно регионов, т.к. наименование высших должностей фиксируется в конституции или уставе, а эти документы принимаются не обязательно региональными парламентами.

В то же время хотел бы быть правильно понятым. Обе "стороны" друг друга стоят. Говоря о том, что Москва, вопреки Конституции, отбирает новые куски самостоятельности у регионов, меня заботит не комфорт руководителей субъектов, а судьба федерализма, который не разъединяет, а, наоборот, объединяет страну. Вот только не стоит называть сегодняшний процесс бюрократической централизации процессом развития федеративных отношений.

- Повлияет ли принятие закона о наименованиях глав субъектов на престиж глав национальных республик?

-Думаю, что ликвидация термина "президент" в отношении руководителей республик вряд ли отразится на их престиже. Разве что самим некоторым нынешним президентам, наверное, приятнее называться именно так, а не как-то иначе. Но, как я понял, законопроект предусматривает, что поправки вступят в силу лишь через пять лет. Так что успеют привыкнуть.

- А как произошедшее отразиться на балансе "Центр-регионы"?

- Сама по себе ликвидация наименования "президент" вряд ли на что-то повлияет. Другое дело, что таких "мелких камушков", бросаемых в сторону регионов, набирается довольно много, и каков будет "последний камень" сказать трудно. Впрочем, опасаться нужно не его, а того, что если на федеральном уровне начнутся какие-то неприятные события, регионы не преминут воспользоваться такой ситуацией.

Во всяком случае, на них нельзя будет опереться. Когда кому-то постоянно "указывают на его место", не приходится ждать подлинной, а не показной лояльности. Нынешнее раболепное согласие руководителей регионов с любым решением Москвы не должно обманывать. Равно, как то обстоятельство, что главы нескольких республик, начиная с Р.Кадырова, вроде бы сами выступили с такой инициативой. Неправовая зависимость запоминается как обида. И такое воспоминание при "удобном случае" чревато стремлением убежать от того, кто помыкал тобою. Так что речь на самом деле - о целостности страны.

Image

Президент наводит марафет – Франция смеется

Эммануэль Макрон никакими доходами не обладает, его супруга получает пенсию провинциальной учительницы, но это не мешает главе республики тратить десятки тысяч евро... на макияж.

Image

На чем лучше не экономить при покупке матраса?

Хороший ортопедический матрас может в корне поменять вашу жизнь, в разы повысить комфорт сна, улучшить настроение и подарить полноценный отдых телу. В последнее десятилетие на рынке матрасов появились сотни различных моделей, десятки отечественных и зарубежных производителей, которые предлагают продукцию всех ценовых категорий. Можно ли в подобном разнообразии найти нечто доступное, не жертвуя качеством и сроком службы? Давайте попробуем разобраться, на чем же можно экономить при покупке ортопедического матраса, а на чем лучше не скупиться.