Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

"Овсянки" пролетом в России

Культура | 28.10.2010


В прокат вышли "Овсянки" Алексея Федорченко - фильм, который уже произвел сильное впечатление на европейского зрителя. И если бы не аплодисменты и восторг Тарантино, если бы не венецианский Серебряный Лев и главный приз в Абу-Даби - "за поэтический рассказ об отзвуках давнего культурного наследия в сегодняшних людях и за блестящий киноязык", - российская публика могла не заметить картину вовсе. В Москве и так расстарались: эротическую драму окрестили "роуд-муви по-русски" и пустили всего в 13 кинотеатрах.


Фильм  уже успел произвести фурор за границей и продолжает триумфальное шествие по европейским кинофестивалям. На днях "Овсянки" завоевали высшую награду ближневосточного международного кинофорума в Абу-Даби - "Черную жемчужину", которую российским кинематографистам вручила Ума Турман.

"Овсянки" Алексея Федорченко получили три премии Венецианского кинофестиваля, включая Серебряного Льва за операторскую работу Михаила Кричмана. После показа в зале Гранде зрители устроили овацию почти на четверть часа. Да и сам Квентин Тарантино аплодировал стоя, хотя как председатель жюри не имел права никоим образом выражать свое мнение о конкурсантах до объявления победителей. А на заключительном банкете долго высказывал похвалы уральскому режиссеру.

Историю венецианского триумфа "Овсянок" - особенно ту часть, где речь идет о Тарантино, - газеты смакуют до сих пор. Что, впрочем, неудивительно: со времен "Возвращения" Звягинцева, взявшего в Венеции пять призов вкупе с Золотым Львом, такого успеха российское кино на Западе не имело. А с тех пор, извините, почти семь лет прошло.

Кстати, многие критики проводят между этими двумя фильмами параллели, и не только потому, что оба были сняты одним оператором и привлекли внимание венецианского жюри. Есть в "Возвращении" и "Овсянках" органичность и самобытность, которые в сочетании с совершенством формы так пленяют европейского зрителя, любящего метафизические сказки о загадочной русской душе.

421.jpeg"Овсянки" действительно сказка, хотя режиссер именует ее эротической драмой (в прокате фильм действительно адресован людям старше 18 лет), чем уже успел заинтриговать отечественных киноманов. Творчеству казанского писателя Дениса Осокина, по повести которого снят фильм, в целом присуща образность и стилистическая экзотичность, вкрапляющая забытые сокровища фольклора в современную повседневность. На сей раз он "воскресил" древнее финно-угорское племя меря, на самом деле переставшее существовать в XVII веке, расселив его уцелевших потомков среди русских и наделив способностью узнавать друг друга в толпе.

"Мы - меря. И поэтому то, что там происходит - языческая эротика, жажда простых и каких-то странных обрядов - это сидит в каждом из нас. И для меня это очень естественно, что там происходит, и никакой натуги в сценах нет, там очень просто все. Я этого и боялся, что история эта очень простая: умерла, поехали, сожгли", - рассказал Алексей Федорченко в одном из интервью.

Эти странные языческие обряды, наполненные первобытной страстью и инстинктивной эротикой, растворяющие грань между жизнью и смертью,  производят впечатление настолько естественное, что венецианское жюри и европейские зрители даже не подвергли сомнению их правдоподобие. Не зря критики ищут в "Овсянках" аллюзии на Маркеса с его магическим реализмом: здесь такое же умение балансировать на стыке двух миров, неожиданно делая шаг то в одну, то в другую сторону.

Смотрите видео: Россия покорила киноманов.

Но беда в том, что как бы ни расписывали критики прелести языческих "Овсянок", массовый зритель не обратил бы на этот прекрасный фильм особого внимания, не встань Тарантино в далекой Венеции и не начни аплодировать. Похвала от создателя "Криминального чтива" и "Бесславных ублюдков" для российской публики -  лучшая реклама. Вроде как сам Квентин восхитился, так может, и нам понравится.

И давайте уж совсем честно: не стань Федорченко лауреатом Венецианского кинофестиваля, родимые прокатчики вряд ли встретили бы его с распростертыми объятиями.

Показательно уже то, что режиссерское определение "Овсянок" как эротической драмы при выходе в прокат было заменено на роуд-муви по-русски. Видимо, хотели еще раз подчеркнуть: это вам не какая-то нашенская доморощенная самодеятельность. Это высококачественное подражание западным образцам, со вкусной русской изюминкой, которую уже распробовали иностранные киноВИПы.

422.jpegДа, сам Федорченко, говоря о  картине, упоминал road movie, потому что она соответствует определению жанра. И все бы ничего, но вот эта унизительная приписка по-русски сбивает акцент с кинематографической плоскости на сермяжную псевдопатриотическую. Оцените, товарищ зритель - качество американское, а сделано у нас!

Это при том, что давно поняли: подражание Голливуду ни к чему хорошему российский кинематограф не доводит, надо искать свой путь и снимать свое кино. Но прокат, замкнутый в порочному кругу зрительского спроса и коммерческого предложения, кует железо проверенными методами. И если уж быть честными, то осуждать его грешно: прибыль есть прибыль, а "русифицированное" роуд-муви определенно лучше эротической драмы, на которую широкая публика в кинотеатры не пойдет.

Посмотрим на "Афишу". На первом месте в расписании  - сиквел малобюджетного хоррора трехлетней давности "Паранормальное явление-2", идет в 79 кинотеатрах Москвы и области. На втором - именуемая главной премьерой сезона "Социальная сеть", ее тоже показывают в 79 кинотеатрах. На третьем - эпохальное произведение "Пила-7", поданное под соусом "на сей раз в 3D" и демонстрируемое в 93 кинотеатрах. На четвертом - комедийный экшн про отставных спецагентов с Брюсом Уиллисом "РЭД", идет в 56 кинотеатрах. И вот, наконец, добрались до "Овсянок": первый день проката, пятое место в афише, идет в 13 кинотеатрах.

В Европе к этому фильму относятся по-другому. Во французский прокат он выйдет тиражом в сорок копий - откровенно огромным для таких картин. И пока, как выражаются некоторые критики, "Овсянки" совершают победное шествие по миру, российский зритель, ослепленный сиянием венецианского Льва и вдохновленный примером Тарантино, тоже сможет составить свое представление о работе Федорченко. Если, конечно, захочет.

Ольга Лазарева
Код для вставки в блог

Новости партнеров