Нужна ли вообще культура государству? Такой вопрос вынес на повестку сегодняшних слушаний "Российская культура на тендере: что почем?" заместитель председателя Комитета Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры Сергей Абрамов. Государственные нужды для людей творческих тема больная, потому что быть на содержании само по себе неприятно, а если тебя содержат "впроголодь" и "по привычке" - обидно вдвойне. А именно так деятели культуры расценивают свое нынешнее положение.
Обвиняя в сложившейся ситуации принятый пять лет назад федеральный закон №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", деятели культуры говорили и о сути, и о форме этого закона.
Министр культуры РФ Александр Авдеев считает, что тогдашняя попытка законотворцев разделить хозяйственную и творческую деятельность откровенно не удалась. Оскорбительно уже само название - ведь искусство служит не государству, но обществу.
И начальной целью закона была профилактика коррупции, но на деле он сработал фактически наоборот - стал, по мнению многих авторитетных лиц, самым коррупциогенным. Ранее такую точку зрения высказывали, к примеру, директор НИИ государствоведения и местного самоуправления доктор юридических наук Игорь Гранкин и председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин.
У деятелей культуры с этим законом свои счеты:
Андрей Бусыгин, замглавы Минкульта: "Он противоречит здравому смыслу".
Александр Калягин, худрук театра Et Cetera, актер и режиссер: "Глупость совершенная в отношении искусства, лучше в принципе освободить от него культуру".
Андрей Воробьев, директор Мастерской Петра Фоменко: "С принятием ФЗ №94 в нашу жизнь вернулась цензура, только уже не политическая, а экономическая".
Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино": "Химкинский лес - детское молоко, слюни по сравнению с последствиями 94-го закона".
Ольга Синицына, замгендиректора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино: "Никаких государственных денег не жалко, чтобы сэкономить государственные деньги". По ее словам, недобросовестные поставщики легко находят лазейки в законе - обманывают, а потом меняют название и снова подают заявки на конкурс. Сложнее всего тут с периодикой, ведь заполнять "дыры, образовавшиеся в подшивках по вине поставщиков-обманщиков, сложно и дорого. Впрочем, не намного лучше обстоят дела с книгами. "Мы попали в абсолютную ловушку с комплектованием. Не можем в техническую задачу заложить конкретную книгу. Пишем - "Анна Каренина" Льва Толстого или эквивалент. И желательно подешевле", - рассказывает Синицына.
Тут в полной мере срабатывает принцип "дешево и сердито". О соотношении цены и качества книжной продукции на слушаниях Общественной палаты рассказал Олег Бартенев, гендиректор издательства "Астрель". По его словам, сейчас черно-белое издание без иллюстраций в твердом переплете стоит от 70 до 450 рублей, а цветное иллюстрированное - от 300 до 4500 рублей. Естественно, библиотеки вынуждены заказывать себе самые дешевые варианты, которые приходят в полную негодность уже через три-четыре года. "Гадостные никому не нужные иллюстрации" - вот что получают читатели вместо таких шедевров, как, скажем, издание стихов Владимира Высоцкого с иллюстрациями Михаила Шемякина, которое библиотекам не по карману. Дорогие книги издаются малыми тиражами, по 500 экземпляров, чтобы обойти правило об обязательной рассылке. От такого тиража издатель раньше был обязан разослать в библиотечные фонды 16 экземпляров, сейчас эта норма вполовину меньше.
Да что там говорить, даже министр культуры - и тот опасается за государственные деньги, покуда их потоками "рулит" пресловутый 94-й закон. Сейчас библиотеки будут переводиться на ридеры, которые постепенно заменят бумажные книги. Принцип "дешево и сердито" в отношении электроники не работает абсолютно, а рынок наводнен дешевой китайской продукцией. И именно она, подозревает Александр Авдеев, поплывет в библиотеки с легкой руки недобросовестных поставщиков.
На сегодняшних слушаниях он предложил два пути решения проблемы - либо добиться вывода культуры из сферы действия закона, либо отредактировать сам закон с учетом специфики культуры. Возможность "расплеваться" с ненавистным ФЗ №94, по всей видимости, никто из присутствовавших всерьез не рассматривает, включая самого главу Минкульта. Поэтому говорил Авдеев в основном о втором варианте - переработке закона.
Во-первых, заявил он, нельзя допускать утечки персональных данных о лицах, передающих или продающих свои вещи в музейные фонды - "чтобы на Горбушке не появлялись потом CD с адресами коллекционеров".
Во-вторых, конкурсы на услуги страхования и перевозки музейных ценностей следует проводить в закрытом режиме, а реставраторов выбирать либо вообще не на основании конкурса, либо также на закрытом конкурсе со строгими ограничениями. Необходимо также устранить внутреннее противоречие, скрытое в шестой статье закона: там предписано распределять заказы на реставрацию по конкурсу, а заказы на консервацию и ремонт пускать с аукциона, однако на практике эти виды работ по отдельности не проводятся.
А 15-ю статью, предоставляющую малому бизнесу определенные преимущества при получении заказов, Авдеев предлагает изменить, поскольку крупные предприниматели часто используют ее как лазейку, "подделываясь" под малых и получая положенные им привилегии.
Кроме того, надо создать условия для развития детского кино и мультипликации. В Советском Союзе ежегодно производилось восемь часов мультфильмов, сейчас - всего сорок минут. "Здесь уже надо не с коррупцией бороться, а спасать эти направления", - воззвал к коллегам министр культуры.
Особое внимание он предложил уделить страхованию международных выставок. Иностранные партнеры не обязаны подчиняться российскому закону и настаивают на своих условиях выбора страховщиков. Коллекции произведений искусства, привозимые в РФ из стран Евросоюза, к примеру, должны быть застрахованы компаниями, имеющими лицензии ЕС. На территории нашей страны таких компаний нет, есть только фирмы, поддерживающие с ними корреспондентские отношения. При этом можно вообще избежать страхования, если ввести общепринятую практику госгарантий. "Десять процентов будем страховать, девяносто процентов покрывается Минфином", - пояснил Александр Авдеев. Например, страхование привезенных в Россию картин Пикассо обошлось в миллион евро, а можно было заплатить только сто тысяч, сэкономив оставшиеся девятьсот для государства.
"Культурные" замечания по ФЗ №94 уже сформулированы, об этом на слушаниях сообщила член Общественной палаты, адвокат Елена Лукьянова. "Будем просить правительство внести эту правку, - сказала она. - Но нужен особый документ, может быть, постановление правительства об особенностях размещения заказов в сфере культуры".
Даниил Дондурей предложил неординарный вариант борьбы за будущее культуры - взять чиновников на испуг посредством грамотного пиара, поскольку сейчас "ни в аппарате премьера, ни в администрации президента нет людей, которые боялись бы потерять кресло" из-за неудовлетворительной работы действующего закона.
С отчасти схожей инициативой выступила юрист Елена Дмитриева, известная российскому телезрителю по передаче "Час суда. Дела семейные". Назвав подобные 94-му законы конъюнктурными декларациями, она предложила систематически возлагать ответственность на проголосовавших за них депутатов. То есть перечислить народных избранников пофамильно и тут же обнародовать сумму ущерба, причиненного бюджету плодом их законодательных усилий, а потом обязать их этот ущерб возместить.
Госпожа Катамадзе несколько раз повторила, что является специалистом и профессионалом в сфере государственных заказов, после чего посоветовала критикам тоже стать специалистами. Тем, кто страдает от недобросовестных поставщиков, велела правильно оформлять заказы - но сначала, конечно, научиться это делать. Недовольных законом обвинила в том, что они собрали все в одну кучу и возвели субъективные аргументы в ранг объективных. И сама вдруг принялась рассказывать собравшимся, как прекрасно закон работает в других ("некультурных") сферах и сколько денег он сэкономил бюджету, а также про ошибки в заказах на восстановление деревень после летних лесных пожаров.
Когда ее тактично вернули к теме обсуждения, Анна Теймуразовна сообщила присутствующим: за последние два года Минэкономразвития ни разу не участвовало в обсуждениях закона. "Мы думали, все в порядке", - заявила она. И добавила, что называть ФЗ №94 самым коррупциогенным неправомерно, пока ее ведомство не провело собственное исследование. Досталось и Министерству культуры, которое, по словам Катамадзе, само плодит недобросовестных поставщиков, выдавая им лицензии.
Защищая 94-й закон, специалистка по госзаказам так разошлась, что председательствовавший на слушаниях Сергей Абрамов недвусмысленно попросил ее сменить тон. "Со времен Никиты Сергеевича Хрущева не слышал, чтобы так говорили с людьми", - сокрушенно сказал он потом. И хотя под конец своего продолжительного выступления Анна Теймуразовна согласилась учесть все предложения министра культуры по переработке закона, осадок все равно остался очень неприятным. Как-то некультурно вышло...
Правительство Таиланда приняло решение установить срок безвизового пребывания в стране в 60 дней
По решению правительства Таиланда безвизовый срок пребывания в государстве для российских туристов составит 60 дней.
Школьники в Германии вынуждены переходить в ислам, чтобы избежать травли одноклассников
Стремительно растет количество мигрантов, которые просят убежища. Эта европейская страна — Германия — переживает серьезный миграционный кризис, признают специалисты.
Более половины занятых граждан РФ отметили, что их компании сталкиваются с нехваткой персонала
Общий настрой россиян к началу 2024 года остается позитивным по отношению к ситуации на рынке труда и своему статусу в нем.
Исследование ВЦИОМ: только 2% россиян поедут за рубеж на майские праздники
Большинство россиян предпочитают отдых внутри страны, собираясь посетить такие города, как Петербург, Москва, Казань и побережье Байкала.