Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Космические туристы сидят на чемоданах

Общество | 13.10.2010


Раньше тур в космос могли себе позволить только очень богатые люди, готовые выложить за неземную экзотику десятки миллионов долларов. Сейчас билеты на орбиту доступны и простым смертным. Житель Петербурга Евгений Ковалев, к примеру, выиграл вояж к звездам в "пивную" лотерею. Игроки космической туриндустрии вовсю борются за клиентов: в ход идут и показательные испытания, и рекламные акции. Билеты на орбитальные "маршрутки" уже продаются. Стоит ли их покупать, NewsInfo рассказал редактор журнала "Новости космонавтики".


Не прошло и полувека после первых космических полетов, а космическое пространство уже успело превратиться из масштабного исследовательского поля в элитную туристическую зону.

Вот уже десять лет любой желающий с 30 миллионами долларов в кармане может почувствовать себя Гагариным или Армстронгом - на свое усмотрение. При желании можно даже в открытый космос выйти: это обойдется в 15 миллионов. Причем первые коммерческие орбитальные туры стоили в полтора раза дешевле, но законы экономики взяли свое даже в условиях невесомости: туристический спрос породил поистине космическое предложение.

Коммерциализация галактики привела к тому, что о собственных проектах задумались частные фирмы. Бизнес-планы у них из разряда научной фантастики: создать космические "маршрутные такси" и построить на орбите гостиницы. Но пока проекты внеземных "Ритцев" и "Шератонов" остаются только на бумаге, а вот суборбитальные маршрутки уже потихоньку начинают бороздить просторы Вселенной.

318.jpegВ начале недели свой первый полет на высоте 14 тысяч метров совершил восьмиместный корабль SpaceShipTwo компании Virgin Galactic. Этот шаттл может взять максимальную высоту в 100  километров, то есть приблизиться к формальной границе космоса.

Как заявил глава Virgin Galactic Ричард Брэнсон, уже через два года компания планирует организовать 15-минутные коммерческие полеты, стоимость которых составит всего лишь 200 тысяч долларов для каждого пассажира. За билетами уже выстроилась очередь: не дожидаясь 2012 года, места на рейсы SpaceShipTwo забронировали 370 желающих.

Рынок космического туризма развивается так быстро, что на него уже вышли игроки с демпинговыми предложениями. Услуги они обещают оказать такие же, а вот цены заявляют аж вдвое ниже. Испытательные полеты пока не проводят, зато активно продвигают себя в массы. Так, компания Armadillo Aerospace в сотрудничестве с пивоваренной компанией Efes этим летом провела акцию, посвященную юбилею полета Юрия Гагарина, - лотерею, главным призом которой был билет на орбиту.

Счастливым обладателем звездной путевки стал 32-летний брокер из Санкт-Петербурга Евгений Ковалев, которого через два года обещают отправить в путешествие на 120 км от Земли. Будущий космический пилигрим уже начал готовиться - репетирует знаменитое "Поехали!" и собирается взять на орбиту камеру. Большего, как ни странно, не требуется: по словам главы российского представительства компании Space Adventures Сергея Костенко, для участия в планируемых суборбитальных полетах не требуется проходить какие-то специальные медицинские тесты.

Почему "планируемых"? Потому что даже у организаторов конкурса, представителей  Efes, нет уверенности на этот счет. Недаром они, вручив победителю лотереи билет, сразу же заговорили о денежной компенсации. Ее Ковалев получит, если полет не состоится в определенные сроки.

Чтобы прояснить ситуацию и оценить перспективы космических "маршруток", корреспондент NewsInfo связался с редактором журнала "Новости космонавтики" Игорем Афанасьевым.

По его словам, будущее у суборбитального туризма есть, но одно дело - разовые полеты, а другое - эксплуатация в режиме туристического лайнера. "Да, суборбитальный корабль SpaceShipTwo прошел первые летные испытания по отделению от самолета-носителя, но даже без включения двигателя, поэтому в этом ничего выдающегося нет, - отмечает Афанасьев. - Его предшественники такие трюки проделывали не раз и поднимались на высоту ста километров".

Впрочем, наш собеседник полагает, что с технической точки зрения никаких препятствий для запуска "бюджетных" космических кораблей нет. "Единственное, нужно решить проблемы с повышением надежности и юридическим обоснованием. Все-таки по критериям надежности и безаварийности такие полеты отличается от полетов на обычных гражданских самолетах. Показатели будут, возможно, ниже, чем на военных истребителях", - предположил эксперт.

Он считает, что коммерческий подход в освоении космоса сейчас действительно выходит на первый план, и настал момент для появления "маршруток" в околоземном пространстве - "так же, как и в 40-х годах прошлого века гражданская авиация за рубежом перешла в частные руки, транспортные перевозки в наше время могут стать прерогативой коммерческих предприятий".

Получается, фантастические сюжеты о частных космолетах с простыми смертными на борту не так уж далеки от реальности - но именно с технической точки зрения. А вот вопрос доверия к продавцам билетов остается открытым. Потому что уж слишком подозрительно бронировать места в шаттлах за несколько лет до запланированного срока первого полета. Уверенность у компаний-организаторов в собственных силах просто поразительная, пока же они всего лишь торгуют обещаниями и на вырученные деньги пытаются реализовать свои смелые проекты.

Артем Горбунов
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров