Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 21.10.2017 : 57.5118
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 21.10.2017 : 67.8927
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 21.10.2017 : 75.5302
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 21.10.2017 : 45.0777

Общество

/image/article/3/1/8/318.jpeg

Космические туристы сидят на чемоданах

Не прошло и полувека после первых космических полетов, а космическое пространство уже успело превратиться из масштабного исследовательского поля в элитную туристическую зону.

Вот уже десять лет любой желающий с 30 миллионами долларов в кармане может почувствовать себя Гагариным или Армстронгом - на свое усмотрение. При желании можно даже в открытый космос выйти: это обойдется в 15 миллионов. Причем первые коммерческие орбитальные туры стоили в полтора раза дешевле, но законы экономики взяли свое даже в условиях невесомости: туристический спрос породил поистине космическое предложение.

Коммерциализация галактики привела к тому, что о собственных проектах задумались частные фирмы. Бизнес-планы у них из разряда научной фантастики: создать космические "маршрутные такси" и построить на орбите гостиницы. Но пока проекты внеземных "Ритцев" и "Шератонов" остаются только на бумаге, а вот суборбитальные маршрутки уже потихоньку начинают бороздить просторы Вселенной.

Как заявил глава Virgin Galactic Ричард Брэнсон, уже через два года компания планирует организовать 15-минутные коммерческие полеты, стоимость которых составит всего лишь 200 тысяч долларов для каждого пассажира. За билетами уже выстроилась очередь: не дожидаясь 2012 года, места на рейсы SpaceShipTwo забронировали 370 желающих.

Рынок космического туризма развивается так быстро, что на него уже вышли игроки с демпинговыми предложениями. Услуги они обещают оказать такие же, а вот цены заявляют аж вдвое ниже. Испытательные полеты пока не проводят, зато активно продвигают себя в массы. Так, компания Armadillo Aerospace в сотрудничестве с пивоваренной компанией Efes этим летом провела акцию, посвященную юбилею полета Юрия Гагарина, - лотерею, главным призом которой был билет на орбиту.

Счастливым обладателем звездной путевки стал 32-летний брокер из Санкт-Петербурга Евгений Ковалев, которого через два года обещают отправить в путешествие на 120 км от Земли. Будущий космический пилигрим уже начал готовиться - репетирует знаменитое "Поехали!" и собирается взять на орбиту камеру. Большего, как ни странно, не требуется: по словам главы российского представительства компании Space Adventures Сергея Костенко, для участия в планируемых суборбитальных полетах не требуется проходить какие-то специальные медицинские тесты.

Почему "планируемых"? Потому что даже у организаторов конкурса, представителей  Efes, нет уверенности на этот счет. Недаром они, вручив победителю лотереи билет, сразу же заговорили о денежной компенсации. Ее Ковалев получит, если полет не состоится в определенные сроки.

Чтобы прояснить ситуацию и оценить перспективы космических "маршруток", корреспондент NewsInfo связался с редактором журнала "Новости космонавтики" Игорем Афанасьевым.

По его словам, будущее у суборбитального туризма есть, но одно дело - разовые полеты, а другое - эксплуатация в режиме туристического лайнера. "Да, суборбитальный корабль SpaceShipTwo прошел первые летные испытания по отделению от самолета-носителя, но даже без включения двигателя, поэтому в этом ничего выдающегося нет, - отмечает Афанасьев. - Его предшественники такие трюки проделывали не раз и поднимались на высоту ста километров".

Впрочем, наш собеседник полагает, что с технической точки зрения никаких препятствий для запуска "бюджетных" космических кораблей нет. "Единственное, нужно решить проблемы с повышением надежности и юридическим обоснованием. Все-таки по критериям надежности и безаварийности такие полеты отличается от полетов на обычных гражданских самолетах. Показатели будут, возможно, ниже, чем на военных истребителях", - предположил эксперт.

Он считает, что коммерческий подход в освоении космоса сейчас действительно выходит на первый план, и настал момент для появления "маршруток" в околоземном пространстве - "так же, как и в 40-х годах прошлого века гражданская авиация за рубежом перешла в частные руки, транспортные перевозки в наше время могут стать прерогативой коммерческих предприятий".

Получается, фантастические сюжеты о частных космолетах с простыми смертными на борту не так уж далеки от реальности - но именно с технической точки зрения. А вот вопрос доверия к продавцам билетов остается открытым. Потому что уж слишком подозрительно бронировать места в шаттлах за несколько лет до запланированного срока первого полета. Уверенность у компаний-организаторов в собственных силах просто поразительная, пока же они всего лишь торгуют обещаниями и на вырученные деньги пытаются реализовать свои смелые проекты.

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.