Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 15.09.2018 : 68,2826
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 15.09.2018 : 79,9521

Общество

/image/article/2/8/2/282.jpeg

"Первый в России Интернет-театр" – не первый и не театр

Рунет не вчера родился, и тем не менее стать первопроходцем на его просторах очень легко. Особенно если пройти по проторенным тропам и гордо сделать вид, что проложил их сам. Из разряда таких "пионэров" - проект под названием "Свободная площадка", фигурирующий в СМИ не иначе как "первый в России интернет-театр".

Правда, он отнюдь не первый, и, возможно, не такой уж и театр - по меркам театрального искусства. Потому что на сегодняшний день он представлен единственной персоной - Сергеем Безруковым - хорошо известной отечественному зрителю своей феноменальной способностью перевоплощаться из бригадного бандита в Иисуса Христа. Дебютный сезон сетевого театра открылся третьего октября "Хулиганом" (постановка Сергея Безрукова о Сергее Есенине), а закроется "Пушкиным" того же розлива.

Цитируем публикации в прессе: о дальнейших планах на первый сезон создатели не готовы сказать что-то определенное. То есть в начале был Безруков и в конце будет Безруков, а чем его разбавить - не настолько важно, чтобы определиться с этим до открытия проекта. Цель, согласитесь, отчетливо видна и без театрального бинокля. "Мы осознаем, что первый сезон станет сезоном проб и ошибок", - признался журналистам технический директор Андрей Жабин. И сезоном Сергея Безрукова, следовало бы добавить.

Сам актер прямо-таки требует не ассоциировать со "Свободной площадкой" исключительно его. Он только символически перерезал красную ленточку или, если вам угодно, нажал клавишу "Enter". Но абстрагироваться и выстроить иные ассоциации трудно, пока в меню один Безруков.

Но организаторы проекта принципиально подчеркивают, что не корыстны и не ангажированы. И при этом не чуждаются наивного пафоса, именуя свою цель миссией, миссию - вкладом в будущее, а будущее это обрисовывая в сказочном стиле "долго и счастливо". Театр и зритель на интернет-площадке пишутся с большой буквы, а итоги первой трансляции подводятся оптимистичной фразой "Театр обязательно прийдёт к Вам...." (орфография оригинала). Как говорится, "прийдёт", так и "удёт".

Впрочем, руководство сетевого театра настроено по-боевому. "Интернет-театр, вещающий регулярно театральные постановки не в рамках фестиваля, а на основе нового, только виртуального театра - это новация, за которой будущее. Мы начали первыми, скоро придут другие, и это хорошо", - говорит директор "Площадки" Евгений Рой, попутно сожалея о том, что "театр в Рунете практически не представлен". Это каким же надо быть самоуверенным, чтобы зарекаться на регулярное вещание, имея за душой одного Безрукова, и начисто отрицать существование своих предшественников.

Странно и то, что вслед за руководством этого интернет-театра речи о его "первопроходстве" подхватили СМИ, причем даже вполне уважаемые из ряда тех, которые специализируются на освещении культурной жизни. Да, возможно, есть в этом проекте какая-то отдельная опция, которая его отличает, но права называть его "первым в своем роде" она не дает.

Да и сама концепция "Театр обязательно прийдёт к вам" отнюдь не нова: отечественное министерство культуры обнародовало ее как раз год назад. Но тогда из уст замглавы ведомства Андрея Бусыгина звучали иные названия - Большой театр, театр имени Товстоногова, МХАТ. Потому что это как раз те театры, спектакли которых хотят посмотреть жители регионов, но не имеют возможности. А г-н Безруков, какую бы большую и чистую любовь российская публика к нему ни питала, на экране прямо-таки изобилует, и воочию оценить его актерское мастерство - не проблема даже для жителей глубинки.

К тому же Москва тут отнюдь не в авангарде. Напомним, что еще осенью 2008 года о начале бесплатных интернет-трансляций своего репертуара объявил Пермский театр оперы и балета, а пробный показ у него состоялся еще раньше, весной. Надо отдать должное пермским театралам, патетических дифирамбов Мельпомене они не пели, слово "Зритель" с большой буквы не писали и вообще оценивали ситуацию более чем адекватно. "Спектакль в Интернете - это информация, реклама, PR... слепок, "посмертная маска" с события. Сакральная же суть театра - существовать здесь, сейчас, во плоти и крови. В идеале - это чувственное удовольствие. Про чувственность Интернета ничего сказать не могу, но и ничего особенного в трансляции спектаклей в его сети не вижу. Факт времени", - сказала тогда в интервью одной из местных газет помощник худрука Пермского академического театра Елена Сушанек.

А отрицание этой рекламной составляющей и попытки выдать "факт времени" за открытие, да еще приписывая его себе, вызывает вполне естественное недоумение. Каковое и выражают основатели проекта "Культу.Ру!", вот уже пять лет как существующего в Рунете. "Как только слова Артист, Зритель и Театр начинают писать с большой буквы, мне хочется тут же удавиться. Эдакая манера экзальтированных околотеатральных барышень", - пишет в своем блоге директор проекта актер Игорь Овчинников. Он откровенно признает: употребляемые прессой применительно к новому проекту эпитеты "уникальный", "первый в своем роде" - больно ранят в самое сердце.

Выбор Безрукова в качестве "хедлайнера", по мнению Овчинникова, циничен, но эффективен, с точки зрения искусства сомнителен, но выигрышен для привлечения так называемой широкой публики. "Очень важный показатель - что будут показывать еще. Если такую же вампуку, то беда. И когда будут показывать еще", - пишет театрал, который не понаслышке знает, какие проблемы могут возникнуть с заявленной регулярностью трансляций, в том числе и финансовые.

Пока же у создателей "первого интернет-театра" заявлены только проблемы технические. На них жалуются в блогах и пользователи, попытавшиеся "прорваться" на спектакль - не бесплатно, кстати, хотя и недорого (но сама необходимость платить, плохо стыкующаяся с заявленными характеристиками бесплатный и некоммерческий, на основных страницах сайта деликатно не упоминается).

Администраторы "Свободной площадки" уже признали, что доступ к безруковскому Есенину получили не все желающие. Произошла эта досадная для дебюта неувязка "по ряду совокупности причин" (формулировка, похоже, того самого автора, от которого к нам "ийдёт" Театр). Этот феерический ряд совокупности причин, конечно, обещано устранить. Правда, со сроками ремонта такая же неопределенность, как с репертуаром (а-ля "читайте наши анонсы" и "сообщим позднее").

Так вот, если не вдаваться в тонкости первенства, разделения власти и источников финансирования, а подходить к делу с позиции Зрителя, ради которого все якобы и делается, то не лучше ли отказаться от изобретения велосипеда? И вложиться в проект, который уже существует, работает с постановками театров первой величины (в частности) и уже развился до такой степени, что вышел за пределы сугубо театрального искусства. Но как только речь заходит о деньгах, зрителя сразу ставят на место - то, где он со строчной буквы пишется. И наивно было бы полагать, что магия Театра и вездесущность Интернета в сумме побьют те негласные правила, по которым скомканный "Театром ТВ" блин вдруг оказался первым в своем роде.

Image

Майк Помпео: США стремятся к улучшению отношений с Россией

Руководитель американского госдепартамента Майк Помпео заявил о стремлении США улучшить отношения с Россией.

Image

Госдеп: прямых санкций в отношении "Аэрофлота" не будет

Власти США не собираются вводить прямые санкции против российской авиакомпании "Аэрофлот", заявили в Госдепе.

Image

Доллар и евро резко выросли в цене

8 августа доллар и евро увеличились в цене более чем на 1,5 рубля.

Два Маугли. Два мира. Две нации

Психику человека формируют те образы и символы, которые были с ним в его детстве, это известный факт.

Image

В России отменяется внутрисетевой роуминг

Руководители сотовых компаний России начали рассылать уведомления клиентам об отмене внутрисетевого роуминга.

Врач, спасший от смерти тысячи заключенных

Более 20 лет хирург Георгий Синяков заведовал отделением городской больницы.

Полные варианты известных поговорок

Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса].

Итальянская мудрость

1. Когда игра заканчивается, король и пешка падают в одну и ту же коробку.