Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057
Убыточные Бондарчук и Михалков – снова при деньгах

Убыточные Бондарчук и Михалков – снова при деньгах

Около года назад в одном из интервью режиссер Карен Шахназаров на вопрос о том, просит ли "Мосфильм" дополнительных вложений от государства, ответил: "Мы просим только, чтобы нам не мешали работать". Тогда меркантильный вопрос стоял ребром, ведь на дворе был мировой финансовый кризис, и даже голливудским продюсерам пришлось затянуть пояса. Сейчас ситуация изменилась, но с финансированием кинематографа - во всяком случае, российского, - по-прежнему существуют проблемы.

Об этом свидетельствует тот факт, что правила предоставления субсидий на поддержку кинематографии из федерального бюджета претерпели принципиальное изменение. Формально речь идет о замене слов, но какими же они оказались дорогими! "Слова "849960,9 тыс. рублей" заменить словами "766260,9 тыс. рублей", - гласит постановление, датированное вторым сентября и заверенное подписью главы правительства. Нехитрая словесная игра обошлась отечественным киношникам почти в 84 миллиона рублей, а поскольку эти деньги в составе куда более крупной суммы были обещаны им с прошлого года, неожиданный "отъем" средств вызвал массу негатива.

При освещении этой новости в прессе упор делается именно на внезапность правительственного шага - и, конечно, на тот факт, что поправки были внесены как бы "задним числом" (имеется в виду, что бюджет на нынешний год был пересмотрен в нынешнем же году). В этом подозрительном контексте многие тут же вспомнили о том, как два года назад Владимир Путин анонсировал "значительное увеличение финансирования российского кинематографа" с целью за ближайшие пять лет довести долю отечественных фильмов в общем прокате до тридцати процентов.

Впрочем, если уж говорить о приоритетах и окупаемости, то в "коммерческом" секторе российского кинематографа дела тоже обстоят не лучшим образом. Возглавляемый Сергеем Толстиковым Фонд поддержки кино распределил два миллиарда рублей между восемью компаниями-мейджорами - "СТВ", "Дирекцией кино", "Тритэ" Никиты Михалкова, "Базелевсом" Тимура Бекмамбетова, "Централ Партнершип", "Профитом", Art Pictures Федора Бондарчука и "Рекуном". На выделенные деньги они должны в течение нынешнего года запустить в производство минимум по три проекта и вложить не менее 300 тысяч рублей в артхаус. В распоряжении фонда имеется еще 800 миллионов рублей, которые пойдут на премии фильмам, собравшим свыше миллиона зрителей, и на поддержку "социально значимых проектов".

Что из этого всего выйдет и насколько окупятся бюджетные кинозатраты, пока неясно. Хочется, как всегда, надеяться на лучшее. Но в нашей стране чаще получается не хорошо, а именно как всегда. Бекмамбетовский прорыв в Голливуд принес дивиденды ему лично, михалковские страсти по "Оскару" и прочим премиальным статуэткам и вовсе дивидендов не приносят, а монументальные проекты типа "Предстояния" вызывают настолько неоднозначную реакцию в обществе, что о кассовых сборах уже и говорить как-то неудобно. Чтобы судить об окупаемости коммерческого кинематографа в целом, достаточно заглянуть в отчеты по прошлогодним итогам проката.

157.jpegВ рейтинге Фонда кино лидирует (не только по деньгам, а по целому ряду показателей, включая расплывчатый критерий зрительских симпатий, не имеющий отношения к звонкой монете) двухчастный "Обитаемый остров". Ищем его в сводном отчете прокатчиков - и получаем первое место... с конца. Потери на этом фильме превысили 26,5 миллиона долларов, что поставило его на верхушку рейтинга самых провальных кинокартин 2009 года. "Тарас Бульба. Запорожская сечь" находится в первой пятерке по версии фонда - и в первой же пятерке списка наиболее убыточных фильмов (потери составили 18,4 миллиона долларов).

Страшный секрет коммерческого провала этих и им подобных картин кроется, конечно, не в отсутствии таланта у режиссеров, сценаристов и иже с ними. И нерадивость прокатчиков тут не при чем. Равно как и не в мировом финансовом кризисе, лишившем россиян возможности расхаживать по кинотеатрам. Закон-то получается простой: чем дороже проект, тем больше потери. Исключения из этого правила, разумеется, есть. Но на то оно и правило, чтобы из него были коммерчески благополучные исключения.

А в остальном локомотив отечественного кинематографа пока, похоже, застрял где-то на перегоне между станциями "Советская" и "Западная". И сколько миллионов нужно бросить в топку, чтобы сдвинуть его с мертвой точки, трудно себе представить. Лишь бы не оказалось, что он ошибся дорогой, а достойного стрелочника поблизости нет.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.