• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

"Пистолет-звезда" на Млечном пути

Космос - живой. В нем постоянно происходят какие-то изменения, а это и есть бесспорный показатель живости. Хотя правы, пожалуй, и те, кто говорит, что камни и минералы - тоже живые существа. Правда, в несколько непривычных для нас формах. Растут во Вселенной планеты и зажигаются новые звезды. Достаточно бегло пробежаться по интернет-сайтам, как мы увидим чуть ли не ежедневно появляющиеся новости из Космоса. Иногда сенсационные и шокирующие, чтобы обыватель не расслаблялся, но чаще всего интересные только специалистам. Вглядываясь в происходящее в Галактике, мы, возможно, поймем куда развивается Вселенная и чего нам ждать от звезд: милости или катастрофы, братьев по разуму или звездных войн?

Всего-то в начале 2010 года астрономы из Европейской Южной Обсерватории (ESO) сообщили об открытии новой гигантской звезды в центре Млечного пути. Окутанная «покрывалом» из газа и пыли, она находится на расстоянии 25 тысячи световых лет от Земли. Эта звезда имеет в 150 раз большую массу, чем ближайшая к нам звезда по имени Солнце. Газо-пылевые облака вокруг гиганта, которого астрономы причисляют к классу звезд Вольфа-Райе, свидетельствуют о процессе образования новых звезд и планет. В нашей Галактике находится примерно 230 открытых звезд Вольфа-Райе. Их яркость превышает световое излучение Солнца примерно в 4 тысячи раз.

Чтобы проникнуть в тайны этой звезды астрономы наблюдают её не в видимом свете, а используют, например, радиоволны или инфракрасное излучение, которые в состоянии проникать сквозь туманные облака. Только благодаря таким мудреным способам исследователи совсем недавно узнали о существовании в центре Млечного Пути гигантской Черной дыры. Именно там уютно расположился звездный великан (сила светоизлучения которого в два миллиона раз, а масса в 150 раз превышает наше Солнце), которого разглядел инфракрасный глаз космического телескопа Хаббл. Посредине огромной газовой туманности, размером примерно 4 световых года, сияет гигантское солнце. «Дымящимся кольтом» окрестили эту звезду астрономы.

Это беспокойное «солнышко» образовалось, вероятно, 5 тысяч лет назад, сбросив часть своего веса в космическое пространство, в результате чего образовалась видимая Туманность. Ученые рассчитали, если бы звезда-гигант образовалась миллион лет назад, она бы, пожалуй, в 200 раз превышала бы массу Солнца. Сильный звездный ветер, который дует со скоростью (представить себе жутко) 1,8 млн. км в час(!), постоянно тревожит плоть звезды, сдувая с неё пылинки. О какой стабильности тут можно говорить, если тебя так обдувают?

«Пистолет-звезда» едва ли не каждые 10 секунд выбрасывает такое же количество энергии, как наше Солнце в пределах одного года. Есть гипотеза, что рано или поздно гигантский взрыв поглотит звезду-великана. Ядро звезды обрушится в Черную дыру и на небе останется лишь загадочная пелена Туманности. Поскольку ученые, сообщив о своем открытии, тут же дезавуировали всяческие домыслы о возможной угрожающей землянам катастрофе, прыткие репортеры преспокойненько замяли эту тему. Пугать оказалось нечем.

Как это, скажем, произошло в конце августа нынешнего года, когда НАСА всего лишь заикнулось, что с помощью космического телескопа «Кеплер» попытается отыскать в бесконечном космическом пространстве планету - «родственницу» Земли. Для этой благородной миссии необходимо изучить одну яркую звезду, расположенную от нас в 2 тысячи световых лет. Моментально поползли слухи, если эта звезда окажется похожей на наше светило, то рядом вполне могут быть планеты с земными условиями обитания.

Вот уже полтора года, как запущенный американцами «Кеплер» ищет экстрасолярные (внесолнечные) планеты или, проще говоря, экзопланеты. Это такие планеты, которые обращаются вокруг звезды, но за пределами Солнечной системы. Большинство из открытых экзопланет (к концу августа 2010 года известны 490 экзопланет в 413 планетных системах) - это планеты-гиганты. Маленькие планеты обнаружить намного труднее. Технические возможности человечества пока не беспредельны.

Миссия «Кеплера» закончится минимум через три с половиной года. За это время нас еще не раз удивят очередными открытиями. Ведь космический зонд будет исследовать 150 000 звезд, разбросанных по Млечному Пути. В поисках предпосылок для возникновения на них жизни, он будет брать пробы грунта.

Однако экзопланеты ищет не только НАСА. Европейская Южная Обсерватория на позапрошлой неделе сообщила, что на удалении в 127 световых лет от Земли астрономами обнаружена наконец-то вероятно самая богатая экзопланетная система. Вокруг Солнца HD 10180 вертится пять, а скорее всего даже семь планет. Наша Солнечная система насчитывает 8 планет.

Экспорт овощей из России вырос почти в два раза

Импорт, в противоположность этому, сократился.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.