Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 19.04.2024 : 94,0922
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 19.04.2024 : 100,5316
Название журнала

Название журнала "Крокодил" придумала… уборщица

Ровно 88 лет назад, 27 августа 1922 года, вышел в свет первый номер знаменитого журнала "Крокодил" - популярнейшего советского сатирического издания. Этот журнал был необычным официальным "рупором политики" в стране советов. На его страницах публиковались стихи, фельетоны и миниатюры Маяковского, Катаева, Ильфа и Петрова, а карикатуры Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Евгения Мигунова и многих других в простой и доступной форме высмеивали пороки общества и негативные явления, происходящие на международной арене. Рождение журнала окутано легендой.

Летом 1922 году, в Охотном ряду, в бывшем трактире купца Воробьева, собрались партийные активисты и остряки из редколлегии "Рабочей газеты", задумавшие сделать к изданию веселое иллюстрированное приложение. На той встрече было решено оформить её в виде журнала, но как ёмко назвать его? "Репейник"? "Зубило"? "Жало"? "Перец"? "Тачанка"? "Тиски"? Эти и другие варианты тогда были рассмотрены и отвергнуты - каждый из редколлегии, которую возглавил Константин Степанович Еремеев, находил в них нечто, не до конца отражающее замысел издания.

О происхождении окончательного названия журнала ходят две легенды. Согласно одной, слово "Крокодил" впервые произнес Сергей Гессен, член редколлегии "Рабочей газеты". По другой версии, поздно вечером в редакцию вошла уборщица с ведром и, увидев засыпанные табачным пеплом столы, сказала: "А намусорили-то как! Ровно крокодилы".

Первый в СССР официальный сатирический журнал получил имя. Обложку же первого номера оформил Иван Милютин: 27 августа 1922 года пасть красного крокодила высунулась как бы сквозь "прорванную" полосу "Рабочей газеты". Эти события в красках описал один из первых "читателей", некий мистер Стьюпитхед (придумка редакции - "Stupidhead"), письмо которого в Лондон было опубликовано на страницах журнала:

"И здесь появилось самое страшное, что я когда-либо видел в жизни. "Рабочая газета" вдруг раздулась, распахнулась и вывалилась на середину комнаты. Прорвав огромные листы, в комнату вылез огромный крокодил и, разинув свою страшную пасть, кинулся на меня. Я не видал таких ни на одной фотографии. Его огромные зубы коснулись меня, и я... проснулся".

Конечно, текст сочинили в редакции, для (как бы сейчас сказали) "пиара" собственного "зубастого" детища. Задачи же, поставленные перед журналом, четко и в стихах сформулировал Демьян Бедный:

"Писатели не для "господ", а для "простонародья",

В пору нэповского половодья,

Когда НЭП, накопляя жирный ил,

Стал походить на мутный Нил

И когда можно видеть поминутно,

Как там, где наиболее мутно,

Орудует крокодилье племя,

Решили мы, что пришло время

Для очистки нэповского Нила

Выпустить красного крокодила!"

86.jpegСтоит отметить, что в то время в Москве издавалось несколько десятков юмористических журналов, но выжил из них лишь "Крокодил". Возможно, одна из причин столь небывалого успеха кроется в том, что журнал собрал лучшие сатирические силы страны. С первых номеров с "Крокодилом" сотрудничали Александр Неверов, Владимир Маяковский, Михаил Кольцов, Василий Лебедев-Кумач. В "Крокодиле" печатались работы лучших советских карикатуристов: Бориса Ефимова, Константина Ротова, Михаила Черемных, Кукрыниксов и многих других. Новым главным редактором журнала в 1930-м году стал М.З.Мануильский.

С первого же номера в "Крокодиле" заработала особая рубрика "Вилы в бок", которая сохранилась в журнале и по сей день. По замыслу автора идеи Константина Еремеева, заметки этого раздела должны быть краткими, острыми, злободневными, неотразимо обличающими конкретных носителей зла - бюрократов, подхалимов, лодырей, взяточников, самогонщиков, очковтирателей и прочей подобной публики. Вот, к примеру, "вилы" из первого номера:

"В Уваровском волисполкоме состоит председателем Пав.Ив.Ментов; председателем сельсовета - его двоюродный брат Михаил Ментов, секретарь сельсовета - его близкий родственник Василий Ментов, его родной брат Ефим - заведующий столовой, помощник его - родной брат председателя сельсовета, их дядя - член сельсовета".

84.jpegЗадуманный сначала как с еженедельное приложение к "Рабочей газете", с 1932 года "Крокодил" стал печататься самостоятельно - три раза в месяц в издательстве "Правда". К Первомаю 1932 года "крокодильцам" пришла в голову мысль превратить Кузнецкий мост в "улицу Сатиры". И вот решетка у здания, где помещался Промбанк, превратилась в переднюю стенку огромной клетки, где, как в зоопарке, сидели символические звери: лев-империалист, тигр-колониалист и поддакивающая гиена - олицетворения разных внешнеполитических настроений стран Запада. Над улицей же на проволоке повис, накреняясь и раскачиваясь, американский доллар. Табличка объясняла: "Осторожно! Падает!" Москвичам все было понятно без дополнительных пояснений.

С началом Великой Отечественной войны редакция "Крокодила" стала работать с удвоенной силой. Писатели, поэты и карикатуристы вносили свой вклад в дело разгрома врага, поднимая моральный дух Красной армии. Антигитлеровские памфлеты и фельетоны печатались уже не только в журнале, но и в других изданиях, зачитывались по радио, исполнялись на сценах фронтовых театров. Зная силу печатного слова, немцы целенаправленно бомбили типографии, а Гитлер заочно приговорил некоторых советских карикатуристов к смертной казни - их плакаты разили точно в цель!

83.jpegЗакончилась война, но журнал "Крокодил" не потерял своего значения. Его задачи были скорректированы и изданы в особых постановлениях ЦК ВКП(б) "О журнале "Крокодил"" (1948) и "О недостатках журнала "Крокодил" и мерах его улучшения" (1951). Кстати сказать, именно на страницах "Крокодила" в 1949 году появилось слово "стиляга". Именно этот тип городского пижона, тунеядца и потенциального преступника - в зеленых носках, немыслимых ботинках, брюках "клёш" и галстуке цвета "закат в джунглях" - потом получил большое распространение в литературе и кино. Вскоре началась и хрущевская "оттепель", за время которой журнал набрал тираж в пять миллионов экземпляров!

Новая полиграфия "Крокодила" отличалась своеобразием. Из-за ограничений печатной машины, одна сторона журнального листа была полноцветной (печаталась в четыре краски), вторая - трехцветной (белая, чёрная - и красная, или синяя). Такая типографская машина получила прозвище "крокодилка". В 70-е годы человеку, удачно пошутившему, часто говорили: "Двадцать копеек"! Именно столько стоил в киосках номер "Крокодила". Журнал стал настоящим народным символом сатиры и юмора. В 1972 году "Крокодил" был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

85.jpegВ 80-е годы, с началом антиалкогольной кампании и, особенно, перестройки, у редакции появились новые темы для бичевания - но вот 90-е годы стали для "Крокодила" суровым испытанием.

Из-за недостатка финансирования с 1992 года журнал сначала стал выходить один раз в месяц, а его тираж к концу 1990-х упал до 50 тысяч экземпляров. В 2000 году редакцией была предпринята попытка радикально изменить журнал: уменьшить формат, бумагу сменить на глянец, крокодила перекрасить из красного в зеленый цвет, а периодичность увеличить с ежемесячной - на еженедельную. Однако, вернуть интерес широкой публики "крокодильцам" пока не удалось.

Сбор подписей в защиту свободы слова в США хочет профинансировать Маск

Сбор подписей в защиту свободы слова в США хочет профинансировать Маск

Ранее миллиардер говорил, что американцы не понимают, насколько мощной может быть государственная цензура в США. Маск отметил, что его компании стали подвергаться постоянным нападкам после отмены цензуры в соцсети X.

Выбирать между свободой и демократией предложил американцам Байден, оговорившись

Выбирать между свободой и демократией предложил американцам Байден, оговорившись

Республиканцы используют эти оплошности в межпартийной борьбе, чтобы усомниться в умственных и физических способностях Байдена продолжать руководить страной.

Пятиметровую коробку с игрушками для фестиваля

Пятиметровую коробку с игрушками для фестиваля "Архстояние детское" сделают под Калугой

"Архстояние детское" — это ежегодный семейный фестиваль современного искусства. В программе запланированы мастерские, театральные постановки, концерты и кинопоказы.

Отчёт губернатора Ростовской области о работе правительства за год

Отчёт губернатора Ростовской области о работе правительства за год

Губернатор Ростовской области Василий Голубев представил депутатам Заксобрания области отчёт о работе правительства за прошлый год.