Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 22.07.2017 : 58.9325
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 22.07.2017 : 68.6623
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 22.07.2017 : 76.5828
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 22.07.2017 : 46.5979

Страна

Image

Есть ли жизнь на пенсии

Французская финансовая корпорация Natixis опубликовала ежегодный рейтинг Global Retirement Index, согласно которому Россия заняла 40-ю позицию из 43. Этот рейтинг ежегодно измеряет, насколько комфортно живется пенсионерам в разных странах.

Image

Смерть в Linkin Park: шоу продолжается

«Самоубийство – это дьявол, который ходит по Земле меж людей», – написали в Twitter коллеги покончившего с собой рокера Честера Беннингтона. Имя этому дьяволу – слабость. На одной чаше весов популярность, музыка, деньги, жена-красавица из Playboy, шесть (!) детей. На другой – алкоголь, наркотики, депрессия. Почему перевесила вторая?

/image/article/1/6/9/69.jpeg

Если "Мистраль" будет куплен, его покажут на Морском салоне в Питере, может, он сходит куда-нибудь недалеко, "покажет флаг",  а затем встанет в сухой док, где его будут очень долго и аккуратно разбирать на части. Судьба "Мистраля" будет незавидной. Он будет одновременно подопытным кроликом для наших конструкторов, учебной базой для экипажей наших будущих вертолетоносцев, и одновременно со всем этим его еще будут привлекать для выполнения боевых задач на просторах мирового океана.

Пожалуй, ни один военно-технический проект или контракт, как хотите, не имел столь серьезного общественного резонанса как покупка у Франции вертолетоносца «Мистраль». Слишком много денег и слишком много вопросов, на которые официальные лица не могут ответить. Но первый шаг сделан. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), чей совет директоров возглавляет вице-премьер Игорь Сечин, добилась от Минобороны открытого тендера по закупке вертолетоносца для нужд ВМФ. Это означает, что Минобороны отказалось от идеи безальтернативной покупки французского корабля стоимостью 340-420 млн. евро и рассмотрит предложения по его аналогам, в том числе с верфей ОСК.

 Впрочем, военные не скрывают, что "Мистраль" для них - приоритет, так что тендер может стать условностью. Ну, это как сказать.  Теперь речь идет о покупке не конкретного корабля, а о рассмотрении нескольких предложений. И это разумно, потому что французы хотели продать нам железо, а не технологии. Поэтому переговоры в этом вопросе вязли в спорах  более чем год.

 А сейчас появилась возможность  включить в список участников тендера все лучшие мировые проекты, в том числе "Мистраль", южнокорейский "Докдо", голландский и испанский аналоги - корабли типа Johan de Witt и Juan Carlos. Но главное условие, что любой проект должен быть реализован в форме совместного предприятия. Если будем просто закупать товар за рубежом, то мы никогда не нагоним упущенное время. Каждая деталь, до болта должна быть собрана в России. Умно и перспективно.

 Объединенная судостроительная корпорация намерена выдвинуть для участия в тендере три своих предприятия - "Адмиралтейскую верфь" (Санкт-Петербург), "Янтарь" (Калининград) и "Звезду" (Большой Камень, Приморье). А главное российские корабелы обещают построить корабли такого класса за 30 месяцев. Правда некоторые скептики утверждают, что Россия не обладает верфями для строительства кораблей класса "Мистраль" в приемлемые для министерства обороны и ВМФ России сроки, и сама идея закупки таких кораблей за границей и возникла потому, что российские предприятия не обладают соответствующими мощностями.

Что ж смысл понятен. Мы потеряли годы прогресса, но начинать когда-то надо. Прорвемся. Авианосцы строили, построим и этот тип корабля.  Командующий российским ВМФ адмирал Владимир Высоцкий не раз выражал мнение о том, что России нужен вертолетоносец только вместе с технологиями. "Нам нужен не корабль, а его возможности", - несколько раз говорил Высоцкий. По его словам, сделка важна лишь ради современных технологических устройств десантного корабля.

"Мистраль" - многоцелевой десантный вертолетоносец со стандартным водоизмещением 16500 т, полным - 21300 т, при заполненном доке - 32300 т. Длина - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м. Скорость полного хода - 18,8 узла, дальность плавания - до 19800 миль. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов) с одновременным размещением на взлетной палубе до 6 машин. Корабль имеет четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На грузовой палубе (длина 122 м, ширина 13,5 м) можно перевозить 1100 т грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин. Вооружение корабля: две пусковых установки ЗРК Simbad, две 30-мм артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-мм пулемета. На корабле есть госпиталь на 69 коек и возможность размещения 150 человек штабного персонала. Экипаж - 160 человек (в том числе 20 офицеров).

 А теперь зададимся вопросом, зачем он нам нужен? Заместитель министра обороны России Владимир Поповкин заявил весной, что решение о закупке французского вертолетоносца "Мистраль" принято, исходя из анализа военных угроз. "Вы, наверное, забыли, что у нас на Дальнем Востоке есть вопрос нерешенный с островами с точки зрения Японии, с нашей точки зрения все решено. Вы, наверное, забыли, что у нас есть Калининградский особый район как анклав, с которым нет прямой связи. Как туда все будет доставляться?"  По словам Поповкина, без судна такого класса, как "Мистраль", пришлось бы "разворачивать, например, на Сахалине и северных островах группировки, держать там тысячи солдат и офицеров.

 В составе ВМФ России корабли класса "Мистраль" будут обеспечивать безопасность Курильских островов и Калининградской области - при помощи десантных вертолетоносцев в экстренном случае будет производиться доставка войск и техники. И что, 500 десантников будут держать оборону всех Курил?

 Поповкину надо напомнить, что в угрожаемый период мобилизуют гражданские суда, которые могут перебросить на острова до дивизии. Так что это не аргумент. А если Калининград окажется в угрозе, то лучше наступать с суши. Причем надо отметить, «Мистраль» - десантно-штурмовой корабль. Значит, его применение предполагает штурм захваченных территорий. То есть, японцы должны сначала захватить Курилы, а потом мы их будем отбивать. Что-то не клеится у замминистра. Кстати эксперты по ВМФ считают, что если вместо «Мистраль» у Курил поставить 3-4 дизельных подводных лодки, к островам никто и не подойдет.

 Россия вряд ли собирается проводить десантные операции. Как было заявлено, такие корабли должны размещаться на Северном флоте и на Тихоокеанском флоте. Ни там, ни там объектов для десантных операций не существует - не будем же мы высаживать десант в Китай или в Японию, или в Швецию, или в Норвегию?! Военная доктрина России говорит о том, что главная задача Вооруженных сил России - это защита суверенитета, территориальной целостности своей страны и территории своих союзников. Поэтому никаких наступательных задач перед Вооруженными силами России не стоит. Зачем нужен десантный корабль - непонятно.

 Вторая сторона вопроса: говорят, что он будет кораблем управления. А готова ли Франция, как член НАТО, и готов ли Брюссель, как штаб-квартира НАТО, продать России корабль с системой управления, которая на нем установлена? Вопросов больше чем ответов.

Собственно говорить, что у нас нет абсолютно ничего похожего на "Мистраль" неверно. Есть БДК - проекта 1174 типа "Иван Рогов". За те же деньги их 3 штуки можно построить. И по количеству десанта, они «Мистраль» заткнут за пояс. По количеству вертолетов почти не уступают, по количеству одновременно высаживаемого воздушного десанта -также или даже превосходят. Про огневую поддержку высадки можно промолчать, про высадку на неподготовленный берег и подавно.

А теперь кто-то может мне рассказать, как при активном противодействии противника, стоя неподвижно на рейде, обеспечивая работу вертолетов, можно высаживать на берег танки Т-90. И чисто технический аспект - «Мистраль», стоящий у пирса надо подключить к электропитанию с берега, закачать ГСМ, пресную и техническую воду, подключить оборудование к корабельной сети и многое другое. Как как-то сказал один умный русский еврей: "Мы  выиграем третью мировую, потому что наши вилки входят в их розетки, а их в наши - нет".

 "Мистраль" нельзя взять и просто так поставить к нашему пирсу, его предстоит перед этим затащить в сухой док и провести модернизационные работы. Нет, конечно, можно переделать пирс, но это привяжет корабль к конкретному месту стоянки, что можно рассматривать только как временную меру. Немаловажно - радиотехническое вооружение. На «Мистраль» предстоит установить множество нашей особо секретной аппаратуры -  ЗАС, "свой-чужой", радионавигационную аппаратуру, системы боевого управления эскадры, свои радиостанции. Причем не просто поставить, нужно еще определиться, куда это все установить , как подключить и заставить работать в сопряжении с заморской аппаратурой. В идеале нужно вообще удалить всю заморскую нервную систему корабля.  Во-первых, это решит вопрос с запасными блоками, а то выйдет из строя заморский блок, и где его брать прикажете? А во-вторых, это нужно сделать в целях безопасности, чтобы избежать возможных "закладок".

 Далее -  оружие. На "Мистрале" его, конечно, почти нет, но то, что имеется, использует заморские боеприпасы, где их брать? Покупать у Франции или производить по лицензии? И то и другое, мягко говоря, неумно: во-первых, мы будем зависеть от поставок этих самых боеприпасов от страны НАТО, а во-вторых, производить еще одну номенклатуру боеприпасов - означает создавать себе очередные проблемы со снабжением. По этому ЗРК и зенитные автоматы, установленные на борту "Мистраля", предстоит заменить на свои собственные, тем более, что они все равно лучше.

 И снова возникают проблемы - ведь заменить надо не только саму башню или пусковую установку, предстоит решать вопрос с размещением погреба, заряжающего механизма, СУО (система управления огнем), то есть предстоит полностью заменить стрельбовый комплекс от установки до радиолокатора. Кстати, это все может просто не влезть в те объемы, которые используются французскими разработками, да и палубу укрепить надо, у того же "шестьсотридцатого" отдача при стрельбе будет посерьезней, чем у 30-мм артустановки Breda-Mauser. В идеале вооружение "Мистраля" надо усиливать.

И если мы хотим, чтобы ВМФ РФ вновь стал океанским, снова стал способен решать любые задачи в любом самом удаленном от России уголке мирового океана, нам нужны такие корабли. Нужны корабли своей разработки и постройки. Но опыта разработки десантных вертолетоносцев у российских КБ нет. Именно поэтому было принято решение купить  готовый вертолетоносец  для внимательного изучения и создания на этой базе чего-то похожего, но своего.

К тому же "Мистраль" интересен своими движителями, на нем в первые в мире на военном корабле использована винторулевая группа гондольного типа, у нас действующих аналогов таких движителей нет, что ко всему прочему позволит нашим конструкторам изучить особенности данной технологии на действующем образце.

Вертолетоносец - не просто корабль, это тактика, тактика, которая нам еще мало знакома, тактика, которой нашему флоту предстоит учиться. Нужно время чтобы подготовить экипажи кораблей, летный состав и личный состав ДШБ, и чем раньше начнется процесс этой подготовки, тем лучше. Нужно отработать взаимодействие кораблей  с новой боевой единицей, обучить старших командиров не просто пользоваться новой тактикой, а выжимать из нее максимум возможного. Все это требует времени - времени которого у нас почти нет.