• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 19.09.2018 : 67,7519
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 19.09.2018 : 79,1749

Мир

На какую Луну будут выть волки?

И не только влюбленные, разве волки тоже перестанут выть на Луну? Спутник Земли, как обнаружили американские астрономы, уменьшается в своих размерах. Ученые из центра изучения Земли и планет при Национальном космическом музее в Вашингтоне уже несколько десятилетий наблюдают странные образования, которые напоминают скалистые возвышенности высотой до 10 м и протяженностью до нескольких километров. Они расположены по экватору Луны. Недавно астрономы обнаружили подобные образования в других местах спутника. Диаметр спутника Земли за 800 миллионов лет уменьшился на сто метров.

Исследователи полагают, что процессы, которые привели к возникновению на Луне странных разломов, носили не локальный, а глобальный масштаб. Томас Уоттерс из Центра исследований земли и планет Смитсоновского института в Вашингтоне объясняет, что по мере остывания мантия и ядро спутника начали сжиматься, спровоцировав уменьшение размера внешней поверхности Луны. На ней образовалось до четырнадцати трещин и разломов, на которые сейчас обратили внимание ученые, рассматривая полученные снимки лунной поверхности.

Впервые такие образования были зафиксированы со спутников, посылаемых к Луне, в 1971-и и 1972-м годах. На снимках, сделанных с нескольких «Аполлонов» 15, 16 и 17. Однако эти аппараты находились на орбите над лунным экватором, откуда могли сфотографировать лишь около 20% лунной поверхности. Новые фотографии сделаны в ходе выполнения миссии зондом Lunar с высоты 30 - 50 километров. Благодаря новой топографической оптике, позволяющей делать панорамные снимки непревзойденного качества.

Руководитель проекта по картографированию Луны Lunar Reconnaissance Orbiter Марк Робинзон говорит:

- Фотографии камер с ультравысоким разрешением позволяют изменить наши представления о Луне. Мы обнаруживаем не только ранее неизвестные склоны и разломы, но видим на них гораздо больше подробных деталей, чем на старых снимках, полученных с «Аполлонов».

Ученые предполагают, что на заре своего существования Луна в результате постоянных столкновений с астероидами и из-за распада радиоактивных химических элементов нагревалась. С возрастом она охлаждалась и уменьшалась в размерах. При этом в коре спутника Земли возникали локальные разломы и уступы, которые из-за своей характерной формы получили название лопастных. Напомним, что Луна появилась приблизительно четыре с половиной миллиарда лет назад, вероятнее всего вследствие столкновения Земли с Марсом.

Самый крупный из уступов достигает высоты около 90 метров и простирается на несколько километров. Однако большинство образований имеют в высоту не больше десятка метров. Лопастные уступы существуют на еще одной планете Солнечной системы - на Меркурии. Снимки с космического зонда Mariner 10 свидетельствуют, там их высота превышает 1,6 километра, а длина - сотни километров. У астрономов есть гипотеза, что Меркурий, постепенно остывая и затвердевая, трескался сильнее, чем Луна.

- Это свидетельствует о недавнем процессе образования лопастных уступов. Для нас термин «недавний» может обозначать миллиард лет, - свидетельствует Уоттерс на страницах американского научно-популярного журнала «Science».

Сжатие Луны, диаметр которой 3500 километров, происходит из-за охлаждения ядра спутника. Ученые уверяют, не следует опасаться того, что дальнейшее сжатие приведет к исчезновению Луны. Планете Земля изменения, которые происходят на спутнике, тоже ничем серьезным не грозят.

Скалистые возвышенности пересекают поверхность кратеров. Причем, на рельефе разломов не видно крупных кратеров - следов метеоритной бомбардировки Луны. Данное обстоятельство подкрепляет гипотезу об относительно недавнем происхождении странных образований. «Это указывает на вероятность того, что Луна все еще активна», - подчеркивает Уоттерс.

Космический аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) запущен в июне 2009 года, чтобы составить карту радиоактивности поверхности планеты и сделать подробные карты поверхности Луны в трехмерном изображении и в ультрафиолетовом излучении. За это время аппарат НАСА успел найти на Луне запасы воды, открыть особенности рельефа и обнаружить оставленную здесь космическую технику прошлых лет - от американских посадочных аппаратов серий Ranger и Surveyor до советского «Лунохода-2».

Майк Помпео: США стремятся к улучшению отношений с Россией

Руководитель американского госдепартамента Майк Помпео заявил о стремлении США улучшить отношения с Россией.

Госдеп: прямых санкций в отношении "Аэрофлота" не будет

Власти США не собираются вводить прямые санкции против российской авиакомпании "Аэрофлот", заявили в Госдепе.

Доллар и евро резко выросли в цене

8 августа доллар и евро увеличились в цене более чем на 1,5 рубля.

Два Маугли. Два мира. Две нации

Психику человека формируют те образы и символы, которые были с ним в его детстве, это известный факт.

В России отменяется внутрисетевой роуминг

Руководители сотовых компаний России начали рассылать уведомления клиентам об отмене внутрисетевого роуминга.

Врач, спасший от смерти тысячи заключенных

Более 20 лет хирург Георгий Синяков заведовал отделением городской больницы.

Полные варианты известных поговорок

Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса].

Итальянская мудрость

1. Когда игра заканчивается, король и пешка падают в одну и ту же коробку.