Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 21.10.2017 : 57.5118
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 21.10.2017 : 67.8927
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 21.10.2017 : 75.5302
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 21.10.2017 : 45.0777

Происшествия

Удастся ли российским военным освободить захваченный танкер?

Большой противолодочный корабль (БПК) "Маршал Шапошников" ВМФ России идет на помощь захваченному в восточной части Аденского залива сомалийскими пиратами российскому танкеру "Московский университет". Он следовал под либерийским флагом через Красное море в Китай с 86 тысячами тонн сырой нефти на борту и около 8 часов утра по московскому времени был атакован сомалийскими пиратами в 350 милях восточнее берегов Аденского залива. Его команда состояла из 23 членов экипажа, все они - граждане России. Захваченный танкер класса "афрамакс" был построен в 1999 году по заказу Новороссийского морского пароходства.

Информагентства приводят информацию источников, согласно которой "Капитан судна, до того как связь с танкером прервалась, успел проинформировать о нападении коалиционные военно-морские силы в регионе. Ему удалось установить прямую связь с российским военным кораблем "Маршал Шапошников", который в данный момент следует по направлению к танкеру "Московский университет".

Капитан атакованного танкера успел передать по радиосвязи, что два небольших судна с вооруженными людьми на борту попытались сблизиться с танкером и открыли огонь из автоматического оружия, требуя остановиться. Экипаж судна успел приготовиться к атаке и маневрировал, стараясь не допустить проникновения пиратов на его борт. Однако вскоре связь с танкером прервалась.

Российский МИД подтвердил, что танкер захвачен пиратами. По словам заместителя директора департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякина-Фролова, "Мы имеем информацию о захвате судна и подтверждаем, что на борту находятся 23 российских гражданина в качестве экипажа".

В настоящее время, по его словам, российский МИД в настоящий момент анализирует ситуацию. По словам дипломата, "Задействованы ресурсы спецслужб, а также используются возможности наших посольств в регионе".

А где же наши военные моряки? Напомним, что большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота "Маршал Шапошников" недавно заступил на боевое дежурство в регионе, сменив коллег с Северного флота. В его задачи и входит борьба с пиратством в районе Африканского Рога и в том числе в Аденском заливе. Для этого он обладает всем набором необходимых средств, включая два вертолета палубной авиации Ка-27, также на его борту находится подразделение морской пехоты.

Между тем, надеяться на скорое освобождение захваченного судна вряд ли стоит. По словам источников в штабе коалиционных сил региона, борющихся с пиратством, "Маршал Шапошников" сможет прибыть в район нападения не ранее часа ночи 6 мая. А к этому времени захваченный танкер могут уже увести в один из пиратских портов.

Как показывает практика, обычно пираты не причиняют своим пленникам вреда, но переговоры с ними идут очень долго, поскольку они требуют за освобождение судна и его команды, а также груза крупные денежные суммы.

Впрочем, учитывая то, что скорость имеющихся на его борту вертолетов (до 270 км/час) почти в пять раз выше, чем у самого "Маршала Шапошникова" (до 56 км/час), догнать захваченное судно, учитывая его сравнительно небольшую скорость, вполне возможно. Причем, как подчеркивают источники в штабе коалиционных сил, "Решение о проведении каких-либо действий в отношении пиратов будет приниматься на месте после оценки ситуации".

И если не удастся освободить корабль до того, как он окажется на сомалийской территории, сделать это без выкупа будет довольно затруднительно. Дело в том, что действующие против пиратов боевые корабли коалиционных сил не обладают полномочиями на проведение подобной операции и по сути, могут бороться с морскими разбойниками исключительно в международных водах. Формально ООН разрешила военным кораблям стран-участниц входить в территориальные воды Сомали и "применять силу в необходимом масштабе". Но на практике это осуществляется довольно редко. И все из-за разночтений и несоответствий в международном законодательстве. Доходит до анекдотов. Например, статья 110 Конвенции той же ООН по морскому праву запрещает открывать огонь по пиратам без их предварительного досмотра. Видимо, её разработчики обладали большим чувством юмора. Представьте себе как это осуществить на практике.  

Или то, что например, по законам США, пиратство карается пожизненным заключением. Но лишь в том случае, если было нападение на американский корабль. Что делать, если пираты напали на корабль другой страны? А британский МИД предупредил своих моряков не брать пиратов в плен, чтобы они не попросили убежища в Англии. А в ожидании этого их держат как на курорте со всеми атрибутами счастливой западной жизни. Кое-кто практикует выдачу пиратов властям тех стран, где они совершали свои действия. Однако нет никакой гарантии, что они не будут выкуплены своими товарищами.

  Сегодня в водах Сомали находятся боевые корабли НАТО, Китая, Японии, Индии и России. Но справиться с пиратами не удается. Только в 2008 г. здесь произошло 160 пиратских нападений. В 36 случаях их атаки были успешными. Особенно громкими были захваты саудовского танкера с 2 млн баррелей нефти и украинского сухогруза "Фаина" с грузом оружия. В результате пираты выручили за 2008 г. 150 млн долларов. В 2009 г. количество нападений еще больше увеличилось.

Почему современные боевые корабли не могут справиться с пиратскими лодками и катерами? Главная причина в том, что в стране нет единой власти. Единое Переходное правительство контролирует лишь занимаемые им кабинеты. Юг страны занимают исламисты из "аш-Шабааб". После того, как в 1991 г. был свергнут президент страны, разразилась гражданская война и страна развалилась на куски. Самые крупные государственные образования - Пунтленд и Сомалиленд.

Да и количество проходящих мимо сомалийских берегов кораблей настолько велико, что отконвоировать каждый из них невозможно. Другая проблема - высокая мобильность пиратов, использующих быстроходные катера. Кроме того, они нередко маскируются под простых рыбаков и отличить их почти невозможно. На стороне пиратов и отличное знание местности, благодаря чему они умело прячутся от мощного, но неуклюжего противника.

Покончить с ними можно лишь оккупацией прибрежных районов, откуда совершаются налеты. Но после полученного в 1993 г. американцами горького урока повторять их неудачу пока никому не хочется. Неудивительно, что НАТО в ответ на просьбу организации грузоперевозчиков "блокировать Сомали" отказала им в этой просьбе.

Еще одна важная причина - отсутствие эффективной законодательной базы для борьбы с этим явлением. Что делают у Африканского Рога иностранные корабли? Выступают в роли пугала, но сами не наносят по пиратам ударов.  

В XIX веке с пиратством, как казалось, было покончено. Одна из причин - что все страны карали пойманных пиратов повешением на рее. Еще в античное Цицерон писал, что с захваченными «врагами рода человеческого пиратами следует поступать соответственно.

Главным стимулом к продолжению пиратства является ужасающая бедность, царящая в Сомали и то, что похитителям исправно продолжают выплачивать деньги. Образуется порочный круг: нищим сомалийцам нужны деньги. Они зарабатывают их разбоем, за который им же и платят. Пока так будет, захваты иностранных кораблей у Африканского Рога будут продолжаться.   

Однако нельзя сказать, что принятые мировым сообществом меры оказались полностью неэффективными. До направления к берегам Сомали нынешней группировки захватом заканчивалось каждое второе или третье нападение, теперь же - лишь каждое десятое.

Но в целом нынешняя антипиратская операция не дала ожидаемого результата. И на повестке дня стоит скорейшее решение подобной проблемы. Ведь возле сомалийских берегов перевозится по морю почти треть добываемой во всем мире нефти. И никто не даст гарантии того, что завтра террористы не используют сомалийских пиратов для уничтожения супер-танкеров, что может нанести колоссальный урон мировой экономике.  

 

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.