Курсы валют: USD 23/05 56.4988 -0.6614 EUR 23/05 63.1713 -0.4766 Фондовые индексы: РТС 18:50 1083.58 -0.38% ММВБ 18:50 1950.51 -0.61%

Экономические потери от извержения вулкана затмили масштабы теракта 11 сентября

Мир | 21.04.2010


Извержение Вулкан Эйяфьятлайокудль обошлось авиакомпаниям в 1,7 миллиарда долларов, заявил генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни. По его данным, кризис охватил 29% мировой авиации, ежедневно его заложниками становились 1,2 миллиона пассажиров.

Извержение вулкану Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajoekull) в 200 километрах юго-восточнее исландской столицы Рейкьявика началось 14 апреля. Это привело к образованию большого облака пепла. Частицы вулканического пепла представляют опасность для турбин авиационных двигателей и могут вызвать проблемы, оседая на крыльях самолетов. Из-за этого европейские службы безопасности полетов приняли решение закрыть воздушное пространство над многими территориями.

В свою очередь, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что Европа "не отреагировала должным образом" на "беспрецедентный" паралич системы воздушных сообщений в связи с распространением облака вулканического пепла.

Британский авиаперевозчик сообщил, что с начала извержения вулкана ежедневно терял до 20 миллионов фунтов (около 30 миллионов долларов). Убытки Air France составляет 35 миллионов евро в сутки. British Airways считает, что основания для такого требования у авиакомпаний есть - они получили финансовую компенсацию за закрытие воздушного пространства США после терактов в США в 2001 году.

Точная цифра общего финансового ущерба пока подсчитать трудно, но, как передает американский телеканал CNN, убытки только одной финской авиакомпании Finair составляет 2,7 миллиона долларов в день.
Экономические последствия отмены тысяч авиарейсов превосходят по масштабу последствия закрытия воздушного пространства ряда стран после террористических атак 11 сентября 2001 года, сообщило в воскресенье агентство Франс Пресс со ссылкой на заявление представителей Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Крупнейший кризис в истории европейских авиаперевозок затронул 20 миллионов пассажиров. Представители Международной организации гражданской авиации ранее также заявили, что было отменено рейсов больше, чем в 2001 году, больше и затруднений для пассажиров в аэропортах. В финансовом отношении ущерб может оказаться более серьезным, чем в 2001 году.

Джованни Бизиньяни отметил, что суточные затраты индустрии на топливо в эти дни упали на 110 миллионов долларов по сравнению с нормой. Однако компании несут дополнительные расходы, поскольку вынуждены позаботиться о пассажирах.
"Для индустрии, которая в прошлом году потеряла 9,4 миллиарда долларов и, согласно прогнозам, должна была потерять в этом 2,8 миллиарда долларов, это разрушительный кризис", - сказал глава IATA. Он также поблагодарил руководство некоторых аэропортов, в частности, лондонского "Хитроу" и аэропорта Дубаи, за то, что они отказываются от оплаты за парковку самолетов и не взимают плату за репозиционирование полетов. Бизиньяни выразил надежду, что другие аэропорты последуют этому примеру.

Воздушное сообщение в Европе, прерванное извержением вулкана в Исландии, возобновилось в полном масштабе со вторника. С четверга в Европе были отменены около 63 тысяч рейсов. Российские аэропорты из-за последствий извержения вулкана в Исландии были вынуждены отменить, по данным на вечер понедельник, 486 авиарейсов и задержать 78 рейсов, суммарно ими должны были улететь из России 46,2 тысячи человек.
По данным британских метеорологов, сейчас извержение вулкана практически прекратилось, и пепел не выбрасывается на высоту больше 200 метров. Вулканологи говорят, что Эйяфьятлайокудль стал "работать" иначе - он начал "строить" шлаковый конус и выбрасывает пепел на меньшую высоту, однако теперь он может спровоцировать извержение соседнего значительно более мощного вулкана Катла. По данным на воскресенье, вулкан Эйяфьятлайокудль выбрасывал около 750 тонн вулканического материала в секунду.

Между тем, не только авиаперевозчики несут большие убытки от разбушевавшегося вулкана. Ассоциация экспортеров цветов Эквадора (Expoflores) объявила, что ежедневно теряет около миллиона долларов из-за проблем с трансатлантическим авиасообщением. По словам исполнительного президента ассоциации Expoflores Игнасио Переса Артеты (Ignacio Perez Arteta), из-за закрытия европейских аэропортов ежедневно 7,5 тысяч ящиков роз, предназначенных на экспорт, в частности, в Голландию, Германию и Россию, остаются в Эквадоре. Всего за прошедшую неделю из Эквадора в Европу были отменены 14 грузовых рейсов, 60 тысяч ящиков роз не были доставлены.

Из Эквадора в Россию привозят более 50 сортов роз. Доставляют их в Россию сегодня преимущественно через Голландию транзитом: сначала самолетом до Нидерландов, затем фурой до Москвы. Цена доставки составляет примерно 130% от изначальной стоимости цветка.

Кроме этого, нарушение аэронавигации в европейских странах из-за извержения исландского вулкана остановило экспорт цветов из сектора Газа. По словам директора по маркетингу Общества развития экспортных культур Мухаммеда Зуайеда, две партии цветов - основной статьи экспорта палестинского анклава - остаются, по словам Зуайеда, на складах израильской компании-посредника в ожидании открытия воздушных коридоров в Нидерланды. Всего в нынешнем сезоне фермеры сектора Газа планировали при поддержке Нидерландов поставить на внешний рынок 30 миллионов цветов, но реализации этих планов, как признал Зуайед, мешают авиационный кризис, плохие погодные условия и низкие цены в Европе.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров