Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

Забастовки в Европе: нежелание расставаться с сытой жизнью?

Похоже, нынешний экономический кризис расставляет все на свои места. Странам "золотого миллиарда", представленным в том числе странами ЕС, приходится отказываться от прежней сытой жизни. Социальные гарантии, которыми так гордилась Европа, во многих странах уже начинают пересматривать. Это вызывает массовые акции протеста. Что происходит в Европе и есть ли у нее шанс выйти из кризиса? Своими мыслями с "Правдой.Ру" делится эксперт Сергей Федоров.

Это особенно очевидно на примере Греции, власти которой под давлением ЕС были вынуждены пойти на сокращение социальных выплат и урезание бюджета. А сегодня, похоже, и другие европейские страны готовы подхватить греческий "почин". Схожие процессы, пусть и менее интенсивно, происходят и в других странах Евросоюза. Самыми массовыми и заметными стали забастовки авиадиспетчеров, бортпроводников и пилотов ряда европейских авиационных компаний. В результате были сорваны тысячи рейсов, сотни тысяч пассажиров не смогли вовремя попасть в пункты назначения.

Первыми 22 февраля забастовали летчики немецких Lufthansa и Germanywings. На следующий день забастовка охватила французских авиадиспетчеров. Они протестуют против грядущего объединения авиадиспетчерских служб Бенилюкса, Германии, Франции и Швейцарии, опасаясь неминуемых сокращений. В результате на ряде направлений авиационное сообщение было полностью прервано. Готовится к забастовке и персонал одной из крупнейших мировых авиакомпаний - British Airways. Предположительно она должна состояться в марте. Её работники намерены потребовать увеличения зарплаты и улучшения условий труда. На очереди и испанские летчики, бортпроводники и авиадиспетчеры. Они недовольны тем, что правительство страны намерено сократить их штаты и повысить пенсионный возраст с 65 до 67 лет.

Впрочем, кому-то ситуация с авиадиспетчерами может показаться очень странной. По уровню зарплат в странах Евросоюза они получают в несколько раз больше среднестатистического европейца.

Заметим, что в подавляющем большинстве стран ЕС средняя зарплата составляет менее двух тысяч евро в месяц. Тогда как британские авиадиспетчеры имеют пять с половиной тысяч евро в месяц, французские - около девяти, а голландские - свыше десяти. Но всех перещеголяли испанцы. Средняя зарплата испанских авиадиспетчеров превышает 16 тысяч евро в месяц. Это в пять раз выше зарплаты главы испанского правительства и столько получает среднестатистический испанец в год. При этом в среднем авиадиспетчеры работают не более ста дней в году. И, как показывает практика, они не хотят расставаться с сытой жизнью.

В то же время, по данным финансовых аналитиков, средняя зарплата российских авиадиспетчеров не превышает 1400 евро, причем продолжительность их отпуска составляет около 60 дней. Правда, нагрузка на них в несколько раз меньше, чем на их европейских коллег.

Удастся ли авиадиспетчерам поставить на колени свои компании и правительства? Прежде им это уже не раз удавалось. Впрочем, ясно одно: пока кризис только нарастает и никто не берется судить о перспективах Евросоюза. Ведь в сложном положении находятся экономики Венгрии, Ирландии, Испании, Италии, Польши, Португалии и стран Прибалтики. Что же происходит на прежде благополучном Западе? Есть ли варианты выхода из сложившегося кризиса? Эти вопросы корреспондент "Правды.Ру" задал старшему научному сотруднику Института Европы РАН Сергею Фёдорову.

"Положение в ЕС действительно довольно серьезное, - подтвердил эксперт. - Рост внутреннего долга во многих странах Евросоюза, говорящий о том, что они вплотную приблизились к банкротству, заставляет задуматься: куда же все-таки всё идет? Проблема усугубляется тем, что ЕС не имеет механизмов регулирования помощи странам-банкротам.

Одна из причин наблюдаемого сегодня явления состоит в том, что когда Евросоюз только расширялся, мало кто думал о последствиях приема в него стран с разным уровнем экономического развития. Почти все думали, что все вместе единым строем шагнут в счастливое будущее. Но в кризисный момент это дало о себе знать и приходится всем это расхлебывать. Многие в ЕС сегодня задаются вопросом: "А не поспешили ли мы?" Но толку от этого мало, когда "птичка уже выпорхнула из клетки".

Впрочем, я не стал бы излишне драматизировать ситуацию. Я не думаю, что дойдет до обрушения евро. Несмотря на тяжесть положения, ресурсы у стран ЕС для преодоления кризиса все же есть, и немалые. Вопрос лишь в том, кто будет платить по счетам банкротов. Ведь тем же рядовым французам явно не понравится то, что их правительство станет тратить миллиарды евро на спасение чужих экономик. По сути, сейчас ударила вторая волна кризиса и никто не может дать гарантии, что не ударит, скажем, третья. Если же учесть то, что в некоторых потенциальных донорах из числа стран ЕС близятся выборы, то перспективы предоставления помощи становятся и вовсе неопределенными.

Впрочем, для стран Евросоюза есть перспектива "сбросить балласт из неудачников". Но для этого нужно последним девальвировать их валюту. Девальвировать евро, несмотря на соответствующее желание французов, не дает Германия, считающая, что это только усугубит положение. Поэтому нельзя исключать, что каким-то образом более удачливые страны ЕС закроют глаза на возвращение стран-банкротов к национальным валютам. Они их девальвируют, и таким способом будут пытаться минимизировать последствия кризиса. Но опять-таки, необходимый для этого механизм так пока и не создан.

Материал подготовил Сергей Балмасов

Компания Kia представила на автосалоне в Нью-Йорке новый хэтчбек Kia K4 5DR

Компания Kia представила на автосалоне в Нью-Йорке новый хэтчбек Kia K4 5DR

Kia K4 5DR является преемником седана Forte, известного также как Cerato на некоторых рынках.

Передачи Владимира Соловьева были заблокированы на территории Армении

Передачи Владимира Соловьева были заблокированы на территории Армении

Зам министра высокотехнологической промышленности Армении Авет Погосян сообщил на страничке в соцсети, что две программы российского журналиста и телеведущего Владимира Соловьёва были заблокированы. Речь идёт об авторских проектах "Вечер с Владимиром Соловьевым" и "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым".

Стало известно, сколько дизельных легковых автомобилей зарегистрировано в России

Стало известно, сколько дизельных легковых автомобилей зарегистрировано в России

На 1 января 2024 года в России зарегистрировано менее 3 миллионов дизельных легковых автомобилей, что равняется 5,7% от общего числа легковых машин.

Предсказать точную дату релиза GTA 6 слишком проблематично на данный момент, сказал Джейсон Шрайер

Предсказать точную дату релиза GTA 6 слишком проблематично на данный момент, сказал Джейсон Шрайер

Игровой журналист Джейсон Шрайер пока не видит причин, почему игра от студии Rockstar games GTA 6 должна выйти с задержкой. По мнению журналиста, все игры могут быть подвержены задержке перед самим релизом.