Курсы валют: USD 27/05 56.756 0.6859 EUR 27/05 63.6689 0.6573 Фондовые индексы: РТС 18:50 1073.04 -0.97% ММВБ 18:50 1934.25 -0.67%

Позвонить с борта самолета можно будет за 60 рублей

Общество | 19.02.2010


Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) в пятницу приняла решение о выделении полос радиочастот в диапазоне 1710-1785 мегагерц и 1805-1885 мегагерц для работы сетей сотовой связи стандарта GSM, устанавливаемых на борту морских судов, передает РИА Новости. Условием работы сотовой связи в самолетах будет отсутствие помех для наземных радиослужб.

Базовые станции, установленные на бортах самолетов, будут работать только на высоте от 3 тысяч метров, если высота будет ниже, они будут автоматически отключаться во избежание создания помех для наземных служб. Как сообщил руководитель секции Национальной радиоассоциации Виктор Глушко, стоимость услуг сотовой связи на бортах самолетов будет достаточно высокой, поскольку оператору придется задействовать как наземные станции, так и спутниковый ресурс. В свою очередь, замглавы Минкомсвязи Наум Мардер заявил, что тарифы каждый оператор устанавливает отдельно, и по мере увеличения количества пользователей цена будет снижаться.

Глушко также отметил, что решение ГКРЧ дает возможность для внедрения таких систем, как только операторы получат соответствующие лицензии. Кроме того, необходимо будет получение отдельного решения на линию спутника "воздушное судно-земля". Он также сказал, что в настоящее время уже есть самолеты с установленными на них станциями, на тех же самолетах, где их нет, установка займет около трех месяцев. У пассажиров может появиться возможность не только отсылать sms и говорить в полете, но и пользоваться мобильным Интернетом. По данным СМИ, уже в этом году "Аэрофлот" готов провести эксперимент совместно с одним из сотовых операторов на двух своих бортах.

Регулирующие органы Евросоюза еще в апреле 2008 года разрешили использование мобильных телефонов на европейских авиарейсах. Первой же в мире авиалинией, предложившей своим пассажирам пользоваться мобильниками в полете, стала в начале 2008 года авиакомпания Emirates. При этом на борту самолетов эмиратской компании было установлено британское телекоммуникационное оборудование.

Сотовая связь в полете организуется так. Сигнал из наземной сотовой сети "поднимается" на спутник связи, откуда принимается антенной, установленной вне корпуса самолета и передается на фемто- или пико-соту /приемопередатчик малой мощности и радиуса действия/, установленную внутри салона. Сотовые телефоны пассажиров салона связываются с этой внутренней сотой для приема сигнала, поступившего через спутник с земли и передачи сигнала на землю по той же "цепочке".

Такая схема требует от оператора связи дополнительных затрат, по сравнению с обычными затратами на организацию своих услуг. Во-первых, нужно будет заплатить авиакомпании за установку на самолете своей фемто-соты и преобразователя сигнала из спутникового в сотовый. Дело в том, что без разрешения производителя самолета нельзя даже лишнюю гайку привинтить где вздумается - если это выяснится, производитель снимет с себя всякую ответственность за безопасность полетов на данном борту.

На самолетах российских авиакомпаний во время взлета и при посадке - настойчиво требуют отключать сотовый телефон.  Такую необходимость эксперты объясняют возможным появлением помех на радиолокационном оборудовании, сообщает Бизнес ФМ. По мнению экспертов, "это не приведет к сбою в работе навигационной системы, потому что все оборудование проходит очень тщательную проверку на электромагнитную зависимость с оборудованием установленным в самолете. В то же время, непосредственно, на этапе взлета, набора высоты захода на посадку можно устанавливать локальный временный запрет на использование мобильных телефонов, так как это присутствует в практике авиакомпаний".

Интерес к возможности говорить по телефону в самолете - проявляют не только перевозчики, но и сотовые операторы. По словам начальника департамента по новым технологиям и проектам компании "Мегафон" Дениса Ночевнова - разговоры будут не дешевыми, но сервис востребован будет: "Будет стоить в районе 50-60 рублей за минуту.

Стоимость звонка связана с тем, что подключение звонка будет идти через спутник, а себестоимость спутникового подключения очень высокая".

В "МегаФоне" сказали лишь, что планируют в этом году начать предоставление такого сервиса на борту средне- и дальнемагистральных лайнеров. В ОАО "ВымпелКом" /"Билайн"/ ответили, что компании интересна данная аудитория пользователей, и она заинтересована в дальнейшем развитии в этой области. Детали будут зависеть от большого количества факторов, в том числе, от комплексного решения регуляторных вопросов. В МТС заявили, что весьма заинтересованы в сотрудничестве с российскими авиакомпаниями в направлении организации сотовой связи на борту самолетов. Что касается того, кто будет нести расходы на организацию связи, то пока говорить об этом рано, так как в России до сих пор не было практики предоставления таких услуг.

Ведущий аналитик "Мобайл Ресерч Групп" Эльдар Муртазин считает, что проект окупится: "Я думаю, что для них это будет не убыточный проект, но маржинальность на нем не будет чрезмерной. 15-20% при маржинальности бизнеса около 50%. Я думаю, что вся "большая тройка" так или иначе будет участвовать в этом процессе".

К тому же, по словам возможных участников этого рынка - появление возможности позвонить с самолета позволит преодолеть техническое отставание авиационной отрасли. Сотовая связь и доступ в Интернет есть на рейсах авиакомпаний: Delta, Air France, Lufthansa, Emirates Airlines.

Кстати, попытка организовать подобный сервис в России уже была: Boeing Company создавала телекоммуникационную сеть для пассажиров, летающих ее самолетами. Российский сегмент сети должен был обслуживать оператор спутниковой связи "Русат". Но проект оказался слишком дорогим. Попытка номер два - за "Аэрофлотом".

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров