Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Российский истребитель пятого поколения опять не смог взлететь

Страна | 28.01.2010


Российский истребитель пятого поколения, как ожидается, совершит свой первый полет 29 января, передает РИА Новости. Ранее сообщалось, что полет был запланирован на четверг, но по неизвестным пока причинам дебютный полет перенесли. Самолет в конце прошлого года совершил первую пробежку в Комсомольске-на-Амуре. Истребитель пятого поколения, который в России называют еще перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), разрабатывается с 1990-х годов. Новый авиационный комплекс будет обладать рядом уникальных особенностей: круглосуточность, всепогодность и скрытность применения, малая заметность и длительный сверхзвуковой полет. Самолет получит новую бортовую навигационную станцию и высокоэффективную автоматизированную систему обороны.


Представители оборонно-промышленного комплекса заявляли, что испытания нового истребителя должны будут начаться до конца этого года, однако в начале декабря вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил, что испытания начнутся в 2010 году. Замминистра обороны РФ Владимир Поповкин ранее сообщил, что истребитель нового поколения начнет поступать в российские войска с 2015 года.

Между тем в подмосковном Жуковском 21 января успешно прошел первый полет летающей лаборатории Су-27М с двигателем, предназначенным для самолета пятого поколения. Как сообщили в пресс-служба НПО "Сатурн", предприятия-разработчика двигателя, полет длился 45 минут и прошел успешно, замечаний к работе двигателя не было. В обеспечение начала полета двигателя, в том числе с принципиально новой системой автоматического управления, проведен комплекс специальных и ресурсных испытаний. После завершения необходимого объема испытаний на летающей лаборатории получено заключение на первый полет самолета пятого поколения с новым двигателем. ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" - двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.

В настоящее время уже созданы три технических образца самолета и завершается сборка летающего образца. Это будет одноместный самолет, способный решать большой спектр задач. По словам главнокомандующего ВВС генерал-полковника Александра Зелина, пока самолет будет летать с двигателем, произведенным в "Сатурне". Но уже ведутся научно-исследовательские работы по созданию нового.

В своем комментарии «Правде.Ру» эксперт из Института военного и политического анализа Анатолий Цыганок сообщил следующее: «Я сомневаюсь, что в данном случае речь идет о самолетах 5-го поколения. То, что производит тот же «Сухой», это так называемые самолеты «4+», «4++», «+4» и т.п. В лучшем случае, на что мы способны - это пробное испытание одного «пятого» прототипа. Да и о каком самолете 5-го поколения может идти речь, если этих самых «4+» и т.п. российским вооруженным силам практически не перепадает и в лучшем случае идет на экспорт? И получается, что те же Индия с Китаем вооружены благодаря нашим экспортным поставкам лучше нас. И я сомневаюсь, что в ближайшее время хотя бы один такой самолет у нас появится».

В то же время, по словам вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, «скорее всего, под самолетом 5-го поколения подразумевают те самые Су-37 или С-47 или улучшенные самолеты 4-го поколения, которые имеются у нас в единичных экземплярах. Я все-таки не исключаю, что мы действительно испытываем «пятерку», но особенно радоваться этому не стоит.

В свою очередь, эксперт из Института военного и политического анализа Александр Храмчихин в своем комментарии «Правде.Ру» заявил: «Вообще, очень трудно судить о самолетах 5-го поколения. До сих пор у нас не было денег для испытаний даже одного подобного образца, а тут вдруг целых три! Конечно, хотелось бы иметь сразу и тяжелый истребитель как аналог тому же «Раптору» и легкий как ответ на F -35, но я очень сомневаюсь, что мы сможем производить подобные самолеты из-за их дороговизны. Те же американцы так и не выполнили до конца план по постановке на вооружение даже первой серии из 165 машин. Причина одна - дороговизна. И если уж у американцев подобные проблемы, то про нас и вовсе говорить смешно».

Нельзя не согласиться с военными экспертами. Вспомним, что для начала работ по самолету 5-го поколения разработчикам потребовалось пять миллиардов долларов. К тому же первоначальная стоимость подобных самолетов, как показывает практика, увеличилась в разы. Так, по разным данным, один «Раптор» стоит от 300 до 500 млн долларов вместо 70 - 90 млн от прогнозируемого. И именно это затормозило американскую программу перевооружения их ВВС самолетами подобных типов. Заметим, что на вооружение он поступил уже в 2004 году. Американцы планировали поставить на вооружение почти две тысячи подобных машин, но пока за четыре года они не выполнили этот план и на 20%. То же самое происходит и с F -35.

В настоящее время F-22 Raptor - единственный в мире принятый на вооружение истребитель пятого поколения. Истребитель находится на вооружении у США.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров