Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Армейская авиация идет под крыло сухопутных генералов

Страна | 29.09.2009


Под Лугой в Ленинградская область, завершились оперативно-стратегические учения «Ладога-2009». Руководил маневрами главком сухопутных войск генерал армии Владимир Болдырев. Крупнейшие в Северо-Западном регионе учения российской армии стартовали сразу на девяти полигонах в  первой декаде августа. Фронт маневров растянулся на полторы тысячи километров. В ходе учений, командование проверило готовность армейских частей к полномасштабным боевым действиям, нейтрализации локальных вооруженных конфликтов и ликвидации террористических групп.


Подводя итоги учений, Владимир Болдырев высказал принципиальную идею передачи вертолетных частей ВВС в состав Сухопутных войск. Армейская авиация в ближайшее время будет передана из ВВС Сухопутным войскам - таково его мнение. При этом главком подчеркнул, что "армейская авиация - один из ключевых аспектов развития Вооруженных сил".

Трудно не согласиться генерал Болдырев, что это объективная необходимость. Ведь армейская авиация, предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и выполнения других задач. В армиях некоторых стран сухопутные войска входят в единый состав и являются родом войск. Единое командование, единое планирование всегда повышало эффективность применения сил и средств.

Но справятся ли общевойсковые командиры с решением всего комплекса проблем такой специфической области как авиация? Бой - это конечная фаза бесконечных тренировок, подготовки техники и летчиков, выработок тактических приемов и взаимодействия с другими видами авиации. А если армейскую авиацию организационно вырвать из единого тела ВВС, сможет ли также эффективно действовать в интересах наземных частей. Это большой вопрос...

За последние десятилетия армейская авиация несколько раз переходила из Военно-воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. В 1990 г. она стала самостоятельным родом войск, а к январю 2003-го была передана в ведение Военно-воздушных сил.  За время своего существования сокращена ее численность, претерпела изменение организационно-штатная структура частей.

Разработана концепция развития армейской авиации на перспективу. В структуре Военно-воздушных сил принимаются на вооружение и осваиваются новые авиационные комплексы пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, ведутся разработки перспективной техники. Надо отметить, что в настоящее время организационно-штатная структура удовлетворяет поставленным задачам и в очередной раз ломать это все - значит отбрасывать армейскую авиация на годы назад.

Вопрос переподчинения сложный и  требует детальной проработки. Что касается предназначения и системы управления армейской авиации, то она в полной мере позволяет результативно участвовать в плановой боевой подготовке и учениях Сухопутных войск, а также справляться с внезапно возникающими задачами.

Сложнейший вопрос вертолетных частей - это исправность авиационной техники. А с передачей Армейской авиации нужно передавать и авиаремонтные заводы или начнется межведомственная чехарда. Все острее встает  проблема оснащения частей новой боевой техникой. Для современной армии эти темпы достаточно низкие.

Но если вертолетчиков отсечь от единой программы перевооружения ВВС, то ничего хорошего из этого не получится. К сожалению, «одеяло короткое». И каждый вид Вооруженных сил будет тащить его на себя. Безусловно, генерал армии Владимир Болдырев прав, когда говорит, что каждая из шести десантно-штурмовых бригад Сухопутных войск должна иметь вертолетный полк из 60-ти вертолетов. Но не в структуре общевойсковых соединений, а под единым командованием Военно-Воздушных сил. У нас уже была практика, когда Воздушные армии были названы авиацией округов и подчинялись общевойсковым командирам.

Как мы видим, ничего хорошего из этого не вышло. Доходило до абсурда, когда офицер из штаба округа выговаривал командиру авиационного полка, за то, что во время тревоги на летную полосу не вышло ни одного танка. Вначале надо восстановить количественный и качественный потенциал российской авиации, а уже потом строить планы по переподчинению. Иначе будет как всегда.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров