Курсы валют: USD 30/03 57.0241 0.0877 EUR 30/03 61.5347 -0.2755 Фондовые индексы: РТС 12:17 1129.88 0.44% ММВБ 12:17 2021.16 -0.13%

Алешин ушел с "АвтоВАЗа" без "золотого парашюта"

Страна | 28.08.2009


В связи с переходом на другое место работы, президент ОАО "АвтоВАЗ" Борис Алешин написал заявление об уходе с занимаемой должности. Алешин объявил о своем решении во вторник 25 августа на расширенном заседании правления "АвтоВАЗа". При этом Борис Алеши останется членом совета директоров ОАО "АвтоВАЗ". И уже сегодня совет директоров ОАО "АвтоВАЗ" должен принять решение о его отставке. Алешин руководил тольяттинским автозаводом два года, а после отставки возглавит Центральный аэрогидродинамический институт в подмосковном Жуковском.


Читайте по теме: "АвтоВАЗ" создал лучший автомобиль за всю свою историю

Читайте также: Не оправдал надежды "АвтоВАЗа"

Между тем отставка Бориса Алешина в кругу крупных российских топ-менеджеров долго останется на слуху. Дело в том, что президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин не стал брать пример с топ-менеджеров энергокомпаний: он отказался от "золотого парашюта", который полагался ему при увольнении, пишет газета "Ведомости" в пятницу. Контракт Алешина истекал в октябре, и при досрочном расторжении ему полагалась компенсация, но экс-президент "АвтоВАЗа" этим не воспользовался.

Читайте по теме: Спасительная инъекция для ОАО "АвтоВАЗ"

Читайте также: Европейские топ-менеджеры спасутся в России от высоких налогов в ЕС

По словам заместителя гендиректора "Ростехнологий", члена совета директоров "АвтоВАЗа" Игоря Завьялова, такое условие было в контракте Алешина. Завьялов добавил, что было достигнуто обоюдное согласие сторон о том, что выплаты делаться не будут в связи с трудным финансовым положением на самом предприятии. Точная сумма которая полагалась Алешину за досрочное расторжение контракта не оглашается, но по словам источника, близкого к совету директоров завода, компенсация президента за досрочное расторжение контракта составляла примерно 2 миллиона долларов.

Читайте также: Как отбить нелюбовь к российским автомобилям?

Читайте также: АвтоВАЗ и КамАЗ станут единым заводом

Средний уровень доходов топ-менеджера уровня Алешина - порядка 2 миллионов в год и обычно половина этой суммы приходится на премии и бонусы. Согласно отчетности по РСБУ все члены совета директоров "АвтоВАЗа" (12 человек, включая Алешина) получили в 2008 году 50,4 миллиона рублей. В России обычно "золотой парашют" главы компании сопоставим с общими годовыми выплатами, говорят эксперты. Доходы, которые отражаются в финансовых отчетах, невелики, но топ-менеджеры получают дополнительные выплаты в виде вознаграждений членам советов директоров дочерних компаний, опционов, бонусов и других.

Продажи "АвтоВАЗа" - крупнейшего в России производителя автомобилей - по итогам первого полугодия упали в два раза до 40,2 миллиарда рублей по сравнению с январем - июнем 2008 года. За полгода компания получила 16,9 миллиарда рублей убытка, а ее задолженность выросла на 6,6% до 93,4 миллиарда рублей. Количество проданных машин - 179 870 - оказалось на 44% меньше, чем в первом полугодии 2008 года. Общее число проданных в России автомобилей за это время сократилось на 49%.

Между тем еще весной прошлого года в России зарплаты российских топ-менеджеров практически приблизились к зарплатам американских коллег. Это обусловлено несколькими факторами. Докризисная ситуация сопровождалась бурным ростом экономики, соответственно страна остро нуждалась в высокопрофессиональных кадрах, которых еще год назад очень не хватало на ранке труда, начиная от управленцев и заканчивая финансистами и экономистами. Стоит отметить, что еще несколько лет назад, российские высококлассные экономисты, программисты, после получения образования сразу уезжали из страны либо в США, либо в Европу, где зарплаты были на то время несопоставимы с российскими.

Сегодня наблюдается другая картина. Медленно, но возвращаются отечественные специалисты из-за рубежа. Так как в стране создаются условия для работы не хуже чем в Европе, а быть может даже в каких-то компаниях лучше. И если пока в российском обществе не ставиться вопрос о непомерно высоких зарплатах менеджеров, то думается, что это вопрос времени. Рынок труда претерпевает стагнацию, так как далек от совершенства по сравнению с европейским. Несмотря на то, что в Европе не так велика разница между средними доходами населения, сегодня в обществе звучат не одобрительные и критические голоса в сторону людей, которые получают сверх доходы и различные бонусы.

Еще в докризисное время зарплаты топ-менеджеров российских госкорпораций составляли 400 и более тысяч рублей. С учетом премий они могли достигать отметки в 1,9 миллиона рублей в месяц.

Так, ежемесячный оклад главы госкорпорации "Роснанотехнологии" (финансирует перспективные нанотехнологические проекты) Леонида Меламеда составлял 400 тысяч рублей, при этом никаких премий и бонусов ему не полагается. Бывший глава госкорпорации "Олимпстрой" (готовит Сочи к Олимпиаде) Семен Вайншток просил наблюдательный совет установить ему минимальный оклад в 600 тысяч рублей, однако его зарплата в итоге составила 400 тысяч рублей.

Впрочем, зарплаты сотрудников госкорпораций не сравнимы с окладами руководителей госкомпаний. Так, в 2006 году правление "Газпрома" получило в среднем по 29,3 миллиона рублей на человека (всего 18 человек). Эта сумма включает заработную плату, премии, компенсации расходов.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров