Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Обама везет в Москву провальный договор по СНВ

Мир | 06.07.2009


Одной из ключевых тем переговоров между президентами РФ и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой станет новый Договор СНВ. Договоренность начать разработку нового полноформатного юридически обязывающего документа по сокращению наступательных вооружений, который должен прийти на смену договору СНВ-1, была достигнута в ходе первой встречи президентов двух стран 1 апреля 2009 года в Лондоне в рамках саммита "двадцатки".


Читайте также: Медведев: Россия и США были на грани новой "холодной войны"

Между тем российские и американские дипломаты полностью согласовали текст документа по сокращению стратегических наступательных вооружений, который должен быть подписан президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, сказал в понедельник источник в МИД РФ.

Читайте также: США сделали первый шаг по размещению ПРО в Польше

СНВ-1 - Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений - был подписан 31 июля 1991 года, вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок окончания его действия - 5 декабря 2009 года /возможно продление/.

Читайте также: Американский "Пэтриот" в Польше, российский С-300 в Иране

Согласно документу, СССР и США обязались в течение семи лет сократить число своих ядерных боезарядов до 6 тыс единиц каждая, а стратегические носители ядерного оружия /ракеты наземного и морского базирования, тяжелые стратегические бомбардировщики/ - до 1600 единиц каждая. Кроме того, стороны договорились не создавать и не модернизировать некоторые средства доставки ядерных боезарядов, не увеличивать число зарядов на существующих ракетах, не переоборудовать "обычные" средства доставки для применения ядерного оружия и др. К документу прилагается несколько протоколов и соглашений, в которых прописан механизм контроля за выполнением договоренностей, пишет Правда.Ру.

На момент подписания СНВ-1 у СССР было 2500 носителей и 10271 боезаряд, у США соответственно 2246 и 10563. В декабре 2001 года Россия и США заявили о выполнении взятых обязательств по сокращению СНВ. На тот момент у РФ было 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США - соответственно 1237 и 5948.

С инициативой начать переговорный процесс по замене СНВ-1 выступил 27 июня 2006 года президент РФ Владимир Путин. 16 июля того же года на встрече в Петербурге президенты РФ и США Владимир Путин и Джордж Буш дали поручение провести обзор осуществления СНВ-1 и подготовить предложения о его замене. Переговоры начались на экспертном уровне в рамках российско- американской группы по стратегическому диалогу. Перспективы замены СНВ-1 обсуждались и в ходе встреч глав внешнеполитических и оборонных ведомств двух стран в формате "2 плюс 2".

Основные разногласия касаются проблемы т.н. возвратного потенциала, т. е. вывода из-под контроля носителей /межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики/, ядерные боеголовки с которых сняты и помещены на хранение или заменены на обычные, а также обязательства не размещать СНВ за пределами национальной территории. По мнению российской стороны, договор должен зафиксировать контролируемые уровни как на боезаряды, так и на стратегические носители. Кроме того, сокращение наступательных потенциалов должно сопровождаться гарантией, что не будут совершенствоваться оборонительные системы, прежде всего это касается системы американской ПРО. В марте 2009 года российский подход к новому документу был сформулирован в послании президента РФ Дмитрия Медведева сессии Конференции по разоружению.

1 апреля 2009 года на встрече в Лондоне президенты РФ и США Дмитрий Медведев и Барак Обама выступили с заявлением, согласно которому, новый документ должен зафиксировать сокращение боеголовок ниже, чем Московский договор 2002 года о сокращении стратегических наступательных потенциалов /1700 - 2200 единиц/, а также ограничивать не только боезаряды, но средства их доставки.

20 июня Дмитрий Медведев заявил о готовности Москвы сократить "стратегические носители в несколько раз по сравнению с договором СНВ-1", но только если "США снимут российские озабоченности" по вопросам противоракетной обороны /ПРО/, т.к по мнению российской стороны, сокращение наступательных потенциалов должно сопровождаться гарантией, что не будут совершенствоваться оборонительные системы.

Однако, как заявил 22 июня официальный представитель госдепартамента США, администрация Обамы не поддерживает предложение России решать в комплексе вопросы ПРО и дальнейшего сокращения СНВ.

В свою очередь, как считает директор Института США и Канады, член-корреспондент РАН Сергей Рогов, американские условия по новому договору CНВ пока неприемлемы для России, передает ИТАР-ТАСС.

"Предстоит очень важная встреча президентов России и США, которая может открыть новую главу в российско-американских отношениях, - сказал он. - Москва и Вашингтон недовольны тем, как складывались их взаимоотношения, и хотят начать заново". "Но сделать это очень сложно, так как прежняя американская администрация оставила крайне плохое наследие после себя, - продолжил он. - Ситуация усугубляется тем, что временные рамки очень ограничены, действие договора о CНВ-1 истекает уже в декабре".

"Администрация Буша не хотела заключения этого договора, - напомнил эксперт. - Барак Обама хочет поступить иначе. Он согласился на разработку нового договора". "Но переговорный процесс обычно идет несколько лет, - заметил Сергей Рогов. - А тут надо за несколько недель согласовать и решить очень много важных вопросов".

Серьезная разница заключается в количестве средств доставки, то есть баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков". "Москва хочет сократить это количество примерно в три раза, а американцы в полтора, - подчеркнул политолог. - Это означает сокращение в полтора раза по сравнению с договором CНВ-1, вместо 1600 бомбардировщиков будет около 1000. Мы же хотим сократить порядка 600 средств доставки".

По мнению Сергея Рогова, "если принять условия США, то может получиться , что американцы, "разгрузив" свои ракеты, смогут довольно быстро в случае необходимости в течение нескольких месяцев вернуть боеголовки обратно". "Таким образом, американцы могут утроить свой ядерно-наступательный потенциал, - считает он. - У нас такой возможности нет, поскольку старые советские ракеты уже отслужили значительную часть своей жизни, а многие из них уже списаны". "Это очень серьезная проблема, так как, если принять условия американской стороны, что нам предлагал Буш, это будет означать согласие на удвоение или даже утроение американского наступательного стратегического потенциала, - отметил Сергей Рогов. - Для нас это неприемлемо".

"Не стоит рассчитывать, что американская администрация предпримет какие-то радикальные шаги в ядерном вопросе с учетом того, что Пентагон должен к концу этого года опубликовать новую ядерную доктрину и новую военную доктрину, а работа над этими документами даже не начиналась, - отметил он. - Если Обама поймет, что американские условия по СНВ для нас неприемлемы, он сможет дать соответствующие инструкции, и тогда мы получим очень хороший пакет договоренностей по вопросам контроля над ядерным разоружением".

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров