Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 19.10.2017 : 57.2721
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 19.10.2017 : 67.3577
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 19.10.2017 : 75.519
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 19.10.2017 : 44.8784

Мир

Украина открывает коридор для каспийской нефти в обход России

Президент Украины Виктор Ющенко утвердил план неотложных мер по обеспечению реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), в основе которого лежит использование в аверсном режиме нефтепровода "Одесса-Броды" для прокачки каспийской нефти в Европу в обход России. Соответствующий указ от 14 мая размещен в четверг на сайте главы государства, сообщает РИА Новости.

Нефтепровод "Одесса-Броды" был построен Украиной в 2001 году для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход РФ. Из-за отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск трубопровод сейчас используется Украиной для прокачки небольших объемов российской нефти (по условиям договора - до 9 миллионов тонн в год) в реверсном режиме. Для прокачки каспийской нефти, прежде всего из Азербайджана, в Европу необходимо запустить "Одесса-Броды" в аверсном направлении. Нефтепровод был построен между городом Одесса на Чёрном море и городом Броды во Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба». Эксплуатационная длина — 675 км, проектная мощность — 14,5 млн. тонн нефти в год.

В апреле 2009 года было утверждено технико-экономическое обоснование ЕАНТК. Проект планируется реализовывать в трех направлениях: северном - через Польшу, западном - через Словакию, Чехию и Австрию, и восточном - через Белоруссию. Общая проектная мощность транспортного коридора оценивается в 40 миллионов тонн нефти в год. Напомним, ранее речь шла об использовании нефтепровода "Одесса-Броды" для поставки каспийской нефти на два нефтеперерабатывающих завода на западе Украины.

Кроме того, президент распорядился "проработать вопрос об изменении на взаимовыгодных условиях маршрута транспортировки российской нефти на маршруты "Самара - Великоцк - Кременчуг - морской нефтяной терминал "Южный" и "Самара - Головашивка - Кременчуг - морской нефтяной терминал "Южный"".
В указе также говорится о необходимости "проработать вопрос" о привлечении к проекту Белоруссии, Казахстана, Словакии, Чехии и России.

В начале мая Ющенко заявлял, что Украина намерена в ближайшее время представить проект ЕАНТК Европейской комиссии с тем, чтобы совместно начать воплощать его в жизнь. Вместе с тем министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан в начале мая заявлял, что запуску нефтепровода в аверсном режиме мешает отсутствие контрактов на транспортировку и покупку каспийской нефти. Ведь еще в 2008 году Минтопэнерго разослало всем крупнейшим поставщикам нефти, потенциальным инвесторам и конечным потребителям предложения об участии в проекте, но пока ответ так и не получен.
Вспомним, 10 октября 2007 года в Вильнюсе на энергетическом саммите ГУАМ было подписано соглашение о сотрудничестве в энергетическом секторе. Корпоративный договор был заключен между государственными нефтяными и нефтетранспортными компаниями Азербайджана (Socar), Грузии (Georgian Oil and Gas Corporation), Литвы (Klaipedos Nafta), Польши (PERN Przyjazn) и Украины (ОАО «Укртранснефть») о присоединении к совместному польско-украинскому предприятию «Сарматия». Данным соглашением предусматривается создание коридора для транспортировки каспийской нефти на европейский рынок через Азербайджан, Грузию, Украину и Польшу. Предполагаемый маршрут транспортировки углеводородов выглядит так: азербайджанская нефть поступает в грузинский порт Супса по имеющейся системе нефтепроводов, далее транспортируется танкерами в одесский порт «Южный», а оттуда доставляется в Европу по нефтепроводу Одесса–Броды. «Сарматия» была создана 12 июля 2004 года «Укртранснефтью» и PERN Przyjazn для обеспечения привлечения инвестиций для проектирования и достройки нефтепровода Одесса — Броды к польскому городу Плоцку.

Стоит отметить, что 22 сентября прошлого года бывший исполнительный директор Международного энергетического агентства, независимый эксперт Клод Мандиль заявил, что нефтепровод «Одесса-Броды» не имеет принципиального значения для обеспечения энергетической безопасности Европы. Он подчеркнул, что в целом вопрос нефтебезопасности Европы стоит намного менее остро, чем безопасность в сфере газового и электрообеспечения. Эксперт пояснил, что организовать транспортировку нефти намного легче, чем транспортировку газа и электроэнергии.

Виктор Ющенко поручил также правительству в течение месяца разработать и утвердить меры по реализации совместного заявления Украины-ЕС по модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины.

Читайте по теме: Газовый спор России-Украины опять решили формально, до новой зимы

Также правительство должно провести консультации и определить потенциальных партнеров в модернизации ГТС, в том числе инвесторов, говорится в указе. Государственному комитету телевидения и радиовещания Украины предписано обеспечить широкое освещение в СМИ процесса модернизации украинской ГТС.

Напомним, Украина 23 марта подписала с Евросоюзом по итогам международной конференции в Брюсселе совместную декларацию о модернизации газотранспортной системы Украины, рассчитывая на миллиарды евро инвестиций и обещая создать "прозрачный" газовый рынок. При этом Киев и Брюссель практически исключили Россию из обсуждения вопроса. Это вызвало недовольство Москвы. Российская делегация, которая участвовала в конференции, покинула ее в знак протеста, премьер-министр России Владимир Путин пригрозил пересмотром отношений с ЕС, если интересы Москвы будут игнорировать, а МИД РФ предупредил, что декларация может привести к подорожанию газа для Европы и Украины. Позже Киев и Брюссель заявили, что рады видеть Москву среди участников проекта модернизации ГТС, пишет Правда.Ру

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.

Image

"Альфа-банк" спасается от санации за счет клиентов

"Альфа-банк" давно известен, как однин из скандальных: финансовая организация чаще прочих попадает в центр общественного недовольства. За все свое время существования банк был замечен в десятках общественных скандалов, пишет интернет портал "Версия.ру". Что это - PR-стратегия или умышленная "узурпаторская" политика банка?