• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 28.03.2024 : 92,5919
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 28.03.2024 : 100,2704

Ученые осуществили фантастический замысел "редактирования" памяти

Теперь возможность «стирать» воспоминания – далеко не фантастика. И все благодаря нейрофизиологам из США, которые сделали революционное открытие. С помощью химического препарата можно будет стереть воспоминания о фобии, тяжелой утрате или даже дурной привычке. О разработках в этой области говорят уже не первый год, но только сейчас ученым удалось настолько близко приблизиться к реальному воплощению.

Тодд С. Сэктор и Андре А. Фентон, работающие в SUNY Downstate Medical Center (Бруклин), вводят экспериментальный препарат в участки мозга, которые играют ключевую роль для сохранения определенных воспоминаний: например, ассоциативно-эмоциональных переживаний или знаний о пространстве. Препарат подавляет деятельность химического вещества, в котором мозг нуждается для удержания приобретенных знаний. Пока опыты проводятся только на животных, но, по словам ученых, у человека механизмы памяти почти наверняка идентичны, пишет Взгляд.

В 1960-1970-е годы исследователи выяснили, что переживание укрепляет связи между определенным сообществом клеток мозга. К 1999 году ученые выявили 117 веществ, причастных к этому процессу, но поиски ключевого застопорились. Тодд Сэктор и его лаборатория обнаружили, что вещество под названием PKMzeta присутствует и активно работает в клетках, когда соседние нейроны вызывают их по "записной книжке". После инъекции препарата, блокирующего PKMzeta, грызуны почти мгновенно забывают дорогу по уже знакомому лабиринту.

Остается неясным, может ли PKMzeta связывать нейроны воедино до конца жизни мозга и как это происходит: ведь срок существования самой молекулы измеряется неделями. Президент Общества нейрофизиологии Томас Дж. Кейрью не верит в существование единственной молекулы памяти.

Теории о «стирании» памяти существовали и ранее. В 2003 году подобное открытие сделали израильские ученые. Марк Эйзенберг и его коллеги из Института Вайзманна в Реховоте заявили, что они нашли новый метод управления работой мозга и стирания воспоминаний. Они провели исследование на крысах и рыбах, которое должно было проложить путь к созданию лекарств, стирающих определенные воспоминания, не затрагивая другие.

Предварительно считалось, что единственная возможность стереть память – это использование специальных препаратов в течение малого промежутка времени - приблизительно в течение часа или двух после того, как память о каком-то событии была приобретена, и прежде, чем она закладывается окончательно в мозгу.

Позже в ходе исследований выяснилось, что стирающее память «окно» открывается каждый раз, когда о “стертом” событии человек вдруг вспоминает. Кроме того, некоторые старые воспоминания стираются, а другие нет. Команда ученых под руководством Марка Эйзенберга полагает, что изобрела способ направленного определения свойств блоков памяти об определенных событиях, который позволяет выяснить можно ли ее стереть или нет.

Воспоминания входят в пакеты. Например, некоторые пищевые продукты ассоциируются у нас с воспоминаниями вкуса, позитивными или негативными. Группа Эйзенберга нашла, что эти доминирующие воспоминания могут быть стерты. Они подвергали крыс воздействию запахов, а рыб - вспышкам света, связанных и с хорошими и с плохими воспоминаниями. В обоих случаях с крысами и рыбами память удавалось стирать, применяя на животном соответствующий препарат в течение нескольких минут после события. Однако не все ученые склонны были видеть прогресс в этих разработках. Негативно воспринял эти результаты доктор Ники Риккард из Университета Монаш в Мельбурне. По его мнению, человеческая память об определенном событии не закладывается в каком-то одном месте. Она многократно дублируется на разных клетках мозга, иногда даже в разных полушариях. Ученый заявлял, что память можно стереть только блоками, вместе с нужной информацией, что не ново и давно практикуется.

В 2007 году нейробиологи Нью-Йоркского университета нашли способ изгладить из памяти крыс конкретное пугающее воспоминание, оставив другие неповрежденными. По их теории, мозг сохраняет воспоминания с помощью своего рода «переукладки» памяти, процесса, в ходе которого воспоминания передаются из краткосрочного архива памяти в центр долговременной памяти. При вспоминании событий или фактов из прошлого в мозгу проходят те же процессы, что и при первичном запоминании. Если действие этого механизма нарушить, воспоминания уходят навсегда.

В ходе эксперимента ученые включали в разное время два музыкальных тона, сопровождая их электрическим разрядом. После одного из сигналов, вслед за которым крысы получали электрошок, половине подопытных вводили препарат U0126 (он пока не разрешен к применению на людях), вызывающий ограниченную амнезию, то есть разрушающий старую болезненную память, которая активировалась очередным музыкальным напоминанием, и не дающий сформироваться новой памяти. Когда ученые тестировали крыс, давая им послушать обе мелодии, животные замирали от ужаса, едва заслышав знакомые сигналы, - но только не те крысы, которых лечили препаратом U0126. Они вели себя так, будто их никогда не приучали бояться звука. Группа профессора Леду подтвердила гипотезу о том, что «центр страха» располагается в области мозга, которая называется амигдала, или мозжечковая миндалина.

Но вот если воспоминания можно стереть в бодрствующем состоянии, то как быть со сном? Ведь во сне наше подсознание выходит на первый план, возвращая человеку забытую им информацию. Но на это нам сможет ответить наверное только сонник.
Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.