• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

Ученые раскрыли тайну черных дыр

Американские ученые обнаружили две черные дыры, вращающиеся вокруг общего центра на расстоянии всего в треть светового года с периодом в 100 лет и имеющие массы от 20 миллионов до миллиарда масс Солнца. Открытие подтверждает гипотезу о росте и развитии галактик, в центре каждой из которых должна находиться черная дыра. Слияние галактик в процессе их роста и развития должно в теории приводить к образованию таких вращающихся вокруг друг друга систем пар черных дыр, в конце концов сливающихся в одну черную дыру, обнаружить которые не удавалось до сих пор.

Черная дыра – это область пространства, в которой гравитационное притяжение настолько сильно, что ни вещество, ни излучение не могут эту область покинуть. Для находящихся там тел вторая космическая скорость (скорость убегания) должна была бы превышать скорость света, что невозможно, поскольку ни вещество, ни излучение не могут двигаться быстрее света. Поэтому из черной дыры ничто не может вылететь.

Распознать их в космическом пространстве можно только по характерному свечению вещества, которое засасывается гигантами. При этом движение черной дыры относительно наблюдателя на Земле приводит к смещению спектра этого излучения, поэтому обнаружение двух таких похожих спектров, немного смещенных друг относительно друга, должно указывать на систему двух вращающихся черных дыр, передает РИА Новости.

Обнаружить такую пару авторам статьи Тодду Боросону и Тоду Лауэру, сотрудникам Национальной обсерватории оптической астрономии США, удалось при анализе порядка 17,5 тысячи спектров одного из ярких объектов Вселенной, удаленного от Земли на 5 миллиардов световых лет, который, судя по полученным данным, представляет собой галактику, образованную при слиянии двух других галактик, в центре каждой из которых находилась черная дыра. Астрономы уже не в первый раз сообщают об обнаружении таких вращающихся пар, однако, впервые параметры обнаруженной системы соответствуют теоретическим расчетам. Предыдущая пара черных дыр, обнаруженная при помощи космической рентгеновской обсерватории "Чандра" в 2003 году, была удалена на 3 тысячи световых лет друг от друга, так что сближение этих черных дыр и их вращение друг относительно друга практически невозможно отследить, сообщает Правда.Ру

История представления о черных дырах появилась в 1783 году. Английский геофизик и астроном Джон Мичелл предположил, что в природе могут существовать столь массивные звезды, что даже луч света не способен покинуть их поверхность. Используя законы Ньютона, Мичелл рассчитал, что если бы звезда с массой Солнца имела радиус не более 3 км, то даже частицы света не могли бы улететь далеко от такой звезды. Поэтому она казалась бы издалека абсолютно темной. Эту идею Мичелл представил на заседании Лондонского Королевского общества. Так родилась концепция «ньютоновской» черной дыры.

Вопрос о реальном существовании чёрных дыр во многом связан с тем, насколько верна теория гравитации, из которой существование таких объектов следует. В современной физике такой теорией является общая теория относительности (ОТО). Кроме того, чёрными дырами часто называют объекты, не строго соответствующие данному выше определению, а лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре ОТО, например, звёзды на поздних стадиях коллапса. В современной астрофизике этому различию не придаётся большого значения, так как наблюдательные проявления «почти замороженной» звезды и «настоящей» чёрной дыры практически одинаковы.

Экспорт овощей из России вырос почти в два раза

Импорт, в противоположность этому, сократился.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.