Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Русскому искусству на западе нашли неравную замену

Общество | 16.02.2009


Русское искусство перестало пользоваться спросом на мировом арт-рынке. Неужели мы перестали шокировать публику откровенными картинами целующихся милиционеров, или русское искусство уже не в моде на западе? Однако ответ прост, в условиях финкризиса люди перестали сорить деньгами, и коллекционерам пришлось сменить вкус. Объем продаж картин русских художников по сравнению с предыдущим годом сократился наполовину.


Недавние лондонские торги, посвященные искусству импрессионизма и модернизма, просто потрясли своей избирательностью. Топовый лот торгов, картина импрессиониста Клода Моне "На лугу", на котором изображена супруга художника Камилла, была продана лишь за 11 миллионов фунтов, при первоначальной сумме в 15 миллионов фунтов. Другая картина импрессиониста - "Променад" вообще не заинтересовала покупателей. Зато четыре работы французского художника-фовиста Кеса ван Донгена были проданы за сумму, превышающую миллион фунтов стерлингов каждая. Самой дорогой стала его работа "Золотой корсет", которая ушла за 2,9 миллиона фунтов.

Рекорда на Christie’s ждали от картины Василия Кандинского "Эскиз к импровизации номер 3". Её оценивали в 20 миллионов долларов, а продали за 17. Долгое время Кандинский считался самым дорогим художником российского происхождения. Его "Фуга" в 1990 году ушла за 20 миллионов долларов.

В остальном, торги британского дома ожиданий не оправдали. Он не сумел продать две трети шедевров стоимостью свыше 10 миллионов долларов каждый. Без покупателей остались полотна Модильяни и Матисса. Аукционист и почетный председатель Christie’s Кристофер Бердж сравнил нынешнее падение цен с ситуацией 1991 года, когда слабая экономика также привела к снижению арт-рынка.

На «Русских торгах» Christie’s в Лондоне картина неизвестного русского художника «Тройка, выезжающая с хутора» была продана на аукционе Christie's за рекордно низкую цену — £10. Большинство лотов было продано по сниженным ценам. Среди работ, которые так и не купили, оказались «Абстрактная композиция с палитрой» Натальи Гончаровой (эстимейт £400 тыс.) и «Дверь в сад» Николая Сомова (£500 тыс.).

Суммарный результат продаж Christie`s за год составил 2,8 миллиарда евро. Конечно, это копейки по сравнению с годом ранее - аукцион тоже пострадал из-за кризиса.

По мнению экспертов, наш арт-рынок в целом работает на ограниченное количество людей. Ведь 80 процентов на этих аукционах покупают дилеры, например, у них уже есть заказчик, или они собираются перепродать какому-нибудь коллекционеру, который заплатит побольше аукционной стоимости. И естественно, опасаясь последствий кризиса, профессионалы, естественно, сейчас опасаются, что, выкупив это под кого-то, они не найдут этого покупателя.

Впрочем, Christie`s никогда не был лидером по продажам русского искусства, козырем этого аукционного дома были импрессионисты-модернисты и современное искусство. Один из первых русских аукционов Sotheby's прошел в 1988 году – тогда для иностранцев это была обычная экзотика. Волна интереса в то время балансировала между лесными пейзажами Шишкина и сталинским террором. В последние годы русское искусство подавалось как эпатаж: то авторы – диссиденты, то картины выставляют КГБ в неподобающем свете, то целующиеся милиционеры на фоне березок. Почувствовав всевозрастающий интерес к своей персоне, русское искусство решило перебраться на Запад. Однако зря. Коллекционеры - народ своеобразный, и многие из них смотрят не на финансовую ситуацию в мире, а на собственные интересы.

Гусакова Ирина
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров