Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 23.07.2017 : 58.9325
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 23.07.2017 : 68.6623
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 23.07.2017 : 76.5828
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 23.07.2017 : 46.5979

Общество

Image

Есть ли жизнь на пенсии

Французская финансовая корпорация Natixis опубликовала ежегодный рейтинг Global Retirement Index, согласно которому Россия заняла 40-ю позицию из 43. Этот рейтинг ежегодно измеряет, насколько комфортно живется пенсионерам в разных странах.

Image

СССР и "бесплатное жилье"

Расхожим тезисом в защиту СССР стало то, что квартиры сейчас стоят миллионы, а вот при советской власти жилье давали бесплатно . Этот аргумент вылезает отовсюду, как гоголевская красная свитка Басаврюка. К тому же и цвет соответствующий.

Учить будут столько студентов, сколько Фурсенко скажет

В среду состоялось совещание министра образования РФ Андрея Фурсенко с ректорами российских ВУЗов. Главное, на что делал упор министр – это востребованность выпускников сегодняшней экономикой. Обучать по невостребованным специальностям – значит «создавать у людей иллюзию, что государство в перспективе трудоустроит их». Точнее, обучать-то можно – но вот самостоятельно заниматься перераспределением бюджетных мест ВУЗы не должны. То количество мест, которое им выделено министерством образования - «вполне соответствует перспективам рынка труда», заявил министр. И коррективы в сторону невостребованных специальностей недопустимы.

Читайте по теме: В Рособрнадзоре оправдались перед Медведевым за обман по ЕГЭ

Первыми в списке невостребованных специальностей значатся юристы и экономисты. Почти треть всех российских студентов учится на соответствующих факультетах – а рабочих мест для них нет. Здесь с министром нельзя не согласиться: единственной мерой может быть только сокращение набора на эти специальности.

Но дальше в лес – больше дров. По словам Фурсенко, задача ВУЗов – сориентировать абитуриентов на то, что будет востребовано экономикой. А вот с этим согласиться трудно. Главная задача ВУЗа – дать качественное образование студенту, уже выбравшему тот или иной факультет в соответствии со своими интересами и представлениями. Подготовленный в своей области выпускник работу найдет.

А вообще интересная ситуация получается. Итак, возможности самостоятельно маневрировать местами в зависимости от положения в регионе у ВУЗов отбирают – мол, Центру виднее. Предполагается, видимо, что ежегодно Минобразования будет корректировать спускаемые ВУЗам квоты бюджетных мест в зависимости от «востребованности» тех или иных профессий экономикой. А разве регионам не виднее, кого им в первую очередь необходимо готовить? При этом пока что сам Центр почти ничего не делает для трудоустройства самих выпускников, о проблемах с которым так активно заявляет г-н Фурсенко. Сохраняется острый дефицит подготовленных кадров в регионах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке – но при масштабных планах правительства по региональному развитию специалистов потребуется еще больше. Если бы министерство образования выступило с инициативой о введении всеобщего обязательного трудоустройства выпускников на работу - хотя бы на год – на российские предприятия и учреждения, то это, по крайней мере, компенсировало бы ограничение возможностей ВУЗов по набору студентов на те или иные специальности. А главное, сложного в этом особенно ничего нет: региональные предприятия и учреждения подают заявки на специалистов, в которых нуждаются, после чего по распределению выпускники выезжают на работу.

Так удается решить сразу несколько проблем. Во-первых, трудоустройство и заработная плата гарантируются, что тем более важно в свете кризисных явлений в экономике. Во-вторых, молодой специалист гарантированно приобретает опыт работы по специальности, который приветствуют (а зачастую требуют) в большинстве своем работодатели. Так решается вопрос и с дальнейшей карьерой выпускников, отработавших год или два по распределению. В-третьих, глубинка получает специалистов, а не все они концентрируются в крупных городах, обрекая периферию на вымирание. Наконец, сами выпускники получают возможность, работая в том или ином регионе, гораздо лучше почувствовать свою же страну.

Но Минобразования, похоже, решил следовать в подготовке кадров веяниям рынка. Невостребован рынком – учить незачем. В 2007 году г-н Фурсенко выразил свои воззрения предельно четко: «Зачем готовить педагогов, если в школу идет от 8 до 30% выпускников? Они не хотят работать учителями». Не хотят, действительно – потому что зарплата молодого специалиста, пришедшего в школу и не имеющего стажа, не позволяет ему нормально жить, не говоря уже о том, чтобы обзаводиться семьей. Будь в отрасли конкурентноспособная заработная плата – люди бы туда стремились – и как следствие, повышались бы требования к педагогам, да и с «востребованностью» вопрос бы не стоял. То же самое – с филологами, историками, словом – гуманитариями. Но г-н Фурсенко этого то ли не понимает, то ли понимать не хочет. Ставка сделана на расширение подготовки специалистов лишь для тех секторов науки и промышленности, которые обеспечивают немедленную отдачу.

«Будет очень обидно, если мы на выделенные бюджетные места в одном случае не найдем абитуриентов, а в другом случае для желающих не хватит бюджетных мест», заявил на совещании с ректорами г-н Фурсенко. Действительно, будет обидно. Но только такая «сверхцентрализаторская» модель, при которой только Минобразования будет следить, кому, где, сколько и каких специалистов готовить, едва ли снимет существующий перекос.