Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 93,4409
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 99,5797

Учить будут столько студентов, сколько Фурсенко скажет

В среду состоялось совещание министра образования РФ Андрея Фурсенко с ректорами российских ВУЗов. Главное, на что делал упор министр – это востребованность выпускников сегодняшней экономикой. Обучать по невостребованным специальностям – значит «создавать у людей иллюзию, что государство в перспективе трудоустроит их». Точнее, обучать-то можно – но вот самостоятельно заниматься перераспределением бюджетных мест ВУЗы не должны. То количество мест, которое им выделено министерством образования - «вполне соответствует перспективам рынка труда», заявил министр. И коррективы в сторону невостребованных специальностей недопустимы.

Читайте по теме: В Рособрнадзоре оправдались перед Медведевым за обман по ЕГЭ

Первыми в списке невостребованных специальностей значатся юристы и экономисты. Почти треть всех российских студентов учится на соответствующих факультетах – а рабочих мест для них нет. Здесь с министром нельзя не согласиться: единственной мерой может быть только сокращение набора на эти специальности.

Но дальше в лес – больше дров. По словам Фурсенко, задача ВУЗов – сориентировать абитуриентов на то, что будет востребовано экономикой. А вот с этим согласиться трудно. Главная задача ВУЗа – дать качественное образование студенту, уже выбравшему тот или иной факультет в соответствии со своими интересами и представлениями. Подготовленный в своей области выпускник работу найдет.

А вообще интересная ситуация получается. Итак, возможности самостоятельно маневрировать местами в зависимости от положения в регионе у ВУЗов отбирают – мол, Центру виднее. Предполагается, видимо, что ежегодно Минобразования будет корректировать спускаемые ВУЗам квоты бюджетных мест в зависимости от «востребованности» тех или иных профессий экономикой. А разве регионам не виднее, кого им в первую очередь необходимо готовить? При этом пока что сам Центр почти ничего не делает для трудоустройства самих выпускников, о проблемах с которым так активно заявляет г-н Фурсенко. Сохраняется острый дефицит подготовленных кадров в регионах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке – но при масштабных планах правительства по региональному развитию специалистов потребуется еще больше. Если бы министерство образования выступило с инициативой о введении всеобщего обязательного трудоустройства выпускников на работу - хотя бы на год – на российские предприятия и учреждения, то это, по крайней мере, компенсировало бы ограничение возможностей ВУЗов по набору студентов на те или иные специальности. А главное, сложного в этом особенно ничего нет: региональные предприятия и учреждения подают заявки на специалистов, в которых нуждаются, после чего по распределению выпускники выезжают на работу.

Так удается решить сразу несколько проблем. Во-первых, трудоустройство и заработная плата гарантируются, что тем более важно в свете кризисных явлений в экономике. Во-вторых, молодой специалист гарантированно приобретает опыт работы по специальности, который приветствуют (а зачастую требуют) в большинстве своем работодатели. Так решается вопрос и с дальнейшей карьерой выпускников, отработавших год или два по распределению. В-третьих, глубинка получает специалистов, а не все они концентрируются в крупных городах, обрекая периферию на вымирание. Наконец, сами выпускники получают возможность, работая в том или ином регионе, гораздо лучше почувствовать свою же страну.

Но Минобразования, похоже, решил следовать в подготовке кадров веяниям рынка. Невостребован рынком – учить незачем. В 2007 году г-н Фурсенко выразил свои воззрения предельно четко: «Зачем готовить педагогов, если в школу идет от 8 до 30% выпускников? Они не хотят работать учителями». Не хотят, действительно – потому что зарплата молодого специалиста, пришедшего в школу и не имеющего стажа, не позволяет ему нормально жить, не говоря уже о том, чтобы обзаводиться семьей. Будь в отрасли конкурентноспособная заработная плата – люди бы туда стремились – и как следствие, повышались бы требования к педагогам, да и с «востребованностью» вопрос бы не стоял. То же самое – с филологами, историками, словом – гуманитариями. Но г-н Фурсенко этого то ли не понимает, то ли понимать не хочет. Ставка сделана на расширение подготовки специалистов лишь для тех секторов науки и промышленности, которые обеспечивают немедленную отдачу.

«Будет очень обидно, если мы на выделенные бюджетные места в одном случае не найдем абитуриентов, а в другом случае для желающих не хватит бюджетных мест», заявил на совещании с ректорами г-н Фурсенко. Действительно, будет обидно. Но только такая «сверхцентрализаторская» модель, при которой только Минобразования будет следить, кому, где, сколько и каких специалистов готовить, едва ли снимет существующий перекос.

Федора Шведова, экс-капитана знатоков Белоруссии, прговорили к 3,5 года за поддержку экстремистов

Федора Шведова, экс-капитана знатоков Белоруссии, прговорили к 3,5 года за поддержку экстремистов

По версии следствия, он перечислил экстремистским формированиям около $20. Уголовный кодекс Белоруссии предусматривает за это наказание вплоть до восьми лет лишения свободы.

Планы после Багдада посетить Эрбиль подтвердил Эрдоган

Планы после Багдада посетить Эрбиль подтвердил Эрдоган

Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил, что ожидается подписание большого количества соглашений и меморандумов, которые будут касаться вопросов распределения водных ресурсов, сотрудничества в нефтегазовой сфере и транспортировки нефти и газа.

В 2024 году одним из главных направлений

В 2024 году одним из главных направлений "Иннопрома" будет IT

Атрашкин отметил, что сектор IT развивается особенно быстро: появляются новые продукты, меняются форматы отношений вендоров с клиентами и растет конкуренция.

Автоэксперт Желобов представил список лучших кроссоверов на вторичном рынке за 500 000 рублей

Автоэксперт Желобов представил список лучших кроссоверов на вторичном рынке за 500 000 рублей

Автомобильный эксперт Владимир Желобов отметил, что в данном бюджете (500 000 рублей) возраст автомобилей составляет более 10 лет, а в некоторых случаях до 15-20 лет.