Курсы валют: USD 24/05 56.5552 0.0564 EUR 24/05 63.6189 0.4476 Фондовые индексы: РТС 18:50 1096.83 1.22% ММВБ 18:50 1960.16 0.49%

Новые пошлины на иномарки: ни себе, ни людям

Страна | 12.01.2009


С сегодняшнего дня в силу вступили новые пошлины на импорт автомобилей в Россию. По подсчетам, от этого рост цен на иномарки составит порядка 7,2%. Повышение затрагивает все без исключения автомашины – как новые, так и подержанные; ввезенные как физическими, так и юридическими лицами; наконец, как легковые, так и грузовые и специальную технику.

Пошлины эти введены сроком на 9 месяцев, согласно постановлению правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», которое подписал в декабре 2008 года премьер-министр России Владимир Путин. Если раньше они составляли порядка 25% от таможенной стоимости, то теперь эта цифра в среднем увеличивается до 30% с учетом коэффициентов пропорционального увеличения (в евро) за 1 кубический сантиметр объема двигателя. И если раньше к категории подержанных относили автомобили, срок эксплуатации которых составлял 7 лет, то теперь «порог старости» снижен до 5 лет.

Решение принималось правительством в целях защиты отечественного автопрома, по которому сильно ударил мировой финансовый кризис. «АвтоВАЗ», например, еще в октябре обратился к правительству за помощью в размере 26 млрд. рублей на реструктуризацию кредитования дилерам. Речь шла об отсрочке платежей дилерам для поддержания спроса. Тогда на складах завода уже стояло примерно 100 тысяч непроданных автомобилей, а все предприятие, по оценкам экспертов, балансировало на грани нулевой рентабельности. В ноябре банк ВТБ (77,5% его акций принадлежат правительству РФ.) предоставил «АвтоВАЗу» годовой кредит в 4 млрд. рублей. А теперь автопром будут спасать и протекционистскими мерами по регулированию ввозных пошлин.

У населения эти действия вызвали волну недовольства. В декабре Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Благовещенске, Южно-Сахалинске прошли акции протеста, а власти Приморья даже обратились к правительству с просьбой приостановить введение новых пошлин. Это вполне понятно: цены на китайские автомобили, популярные на Дальнем Востоке, по данным агентства «Автостат», увеличились на 15-20% (марки Brilliance, BYD, Great Wall, FAW). В начале января акции повторились, но безуспешно.

Кроме этого, еще в декабре правительство РФ заявило о дополнительных мерах поддержки российского автопрома – о предоставлении государственных гарантий, дополнительного субсидирования, снижении тарифов на перевозку машин - общим объемом около 200 млрд. рублей. Эти меры касаются также и предприятий, осуществляющих сборку автомобилей иностранных концернов. Как заявил генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, при реализации в ближайшие два года всех имеющихся планов по строительству новый сборочных предприятий (сейчас их имеется порядка 10 при способности собирать до 750 тысяч машин ежегодно), то к 2011 году суммарный объем сборки может составить примерно 1,5 млн. автомобилей – это столько же, сколько за прошедший 2008 год выпустил весь российский автопром.

Спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов заявил, что властям следует принять меры по нейтрализации негативного эффекта от повышения пошлин. Отдельно он подчеркнул, что подобные решения должны «приниматься в условиях большей открытости, с более полным учетом интересов всех социальных слоев и групп, которых они касаются». Однако игнорирование протестов показывает, что открытости и более внимательного учета общественного мнения ждать противникам повышения пошлин не приходится. И как нейтрализовать негативный эффект от этого – тоже не вполне понятно, если конечные цены для потребителей на автомобили марки «Volvo», по данным все того же «Автостата», повысились на 10-15%, «BMW» - на 11-16%, «Subaru» - на 15%...А пресс-служба ЗАО «Форд Мотор Компании» еще 1 декабря 2008 года объявила о повышении с января 2009 года цен на автомашины Ford на 5%.

Обиднее всего другое. Протекционистские меры по защите отечественного автопрома можно было бы только приветствовать, если бы они сопровождались действительным улучшением качества выпускаемых автомашин, чтобы они могли успешно конкурировать по надежности, комфортабельности и безопасности с автомобилями иностранных производителей. Вот тогда сами собой прекратились бы и акции протеста, и перестали бы тревожить неутешительные комментарии экспертов о том, что новые пошлины приобретают по сути «запретительный» характер, делая российским потребителям многие машины просто не по карману. Но есть основания опасаться, что этой качественной отдачи не будет – и купленный даже в салоне отечественный «тазик» по-прежнему придется первым делом доводить до ума на сервисе.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров