Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 30.03.2024 : 92,366
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 30.03.2024 : 99,5299

Места всем не хватит: Китай выходит с авианосцами в открытый океан

Китайские власти вплотную занялись перспективами создания собственной морской авианесущей группы. От оборонительной политики в военной области решено, похоже, переходить к наступательной – причем в мировом масштабе. Как заявил официальный представитель министерства обороны Китайской народной республики Хуан Сюэпин, на высоком уровне серьезно изучается возможность строительства авианосцев.

В качестве причины выступил традиционный «оборонительный» мотив – мол, Китай обладает обширной морской границей, ее нужно защищать, равно как и обеспечивать безопасность важных для КНР морских направлений и его собственных интересов в территориальных водах. Однако г-н Сюэпин подчеркнул, что наличие авианосцев - это «комплексное проявление мощи страны, а также конкретное требование военно-морских сил государства», дав понять, что сильная страна должна их иметь.

Вместе с тем никакого изменения официальной стратегии Китая, по словам должностных лиц, не происходит, и их Вооруженные Силы по-прежнему продолжают выполнять сугубо оборонительные задачи. Но строительство авианосцев и оборонная тактика – вещи, извините, несовместные. В 50-х - 60-х годах прошлого века СССР от строительства авианосцев отказались именно с той мотивировкой, что это – оружие агрессии (ситуация изменилась только в 70-х). А кроме того, есть совершенно конкретный спектр боевых задач для этого типа кораблей: противовоздушная оборона морских соединений на марше, их противолодочная оборона, воздушная поддержка сухопутных войск в прибрежной зоне, уничтожение противовоздушной обороны противника, обеспечение завоевания превосходства в воздухе в заданном районе, и наконец - уничтожение кораблей противника силами авиации. Нетрудно заметить, что характер выполняемых задач сам говорит за себя. Авианосец – это инструмент обеспечения глобального присутствия в мировом океане. Собственно, до сих пор только 9 стран сейчас имеют их на вооружении: США (11, еще 2 строится), Великобритания (3 и еще 2 строится), Италия (всего 2), и по одному – у Индии, Испании, Бразилии, Франции, России и Тайланда. Да и сами они не идут ни в какое сравнение с американскими. А у Китая сейчас – лишь тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», стоящий на приколе в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь.

Потратиться Китаю на строительство авианосцев придется немало. На каждый уходит порядка 4 млрд. долларов, и еще около 10 млн. долларов – на ежегодное обслуживание. И если китайские власти готовы пойти на такие расходы – значит, в их планы окончательно вошла идея присутствия в самых разных областях мирового океана. Косвенно об этом говорит и отправка трех китайских военных кораблей в Аденский залив и территориальные воды Сомали, которая запланирована на пятницу. В их задачу входит охрана судоходных морских путей. Два эсминца и вспомогательное судно прибудут с военно-морской базы Китая на острове Ханань.

Отметим, что Китай впервые отправляет свои военные корабли для участия в международных операциях. Это, по мнению экспертов, подтверждает готовность Китая открыто заявлять о своем статусе как мировой военно-морской державы. Как заявил г-н Сюэпин, «при необходимости в будущем китайские военные готовы оказывать всевозможную помощь и поддержку для обеспечения стабильности в мире и регионе».

Закономерно возникает вопрос: куда направит свои авианосцы Китай, если они будут построены? Понятно, что не в прибрежные воды – ведь никто не станет, например, держать дома гранатомет для защиты от воров. Но тогда какие регионы настолько привлекательны для Китая, что там может понадобиться морское присутствие столь внушительной силы?

В первую очередь, это все та же Африка. Интерес ведущих мировых держав к ней все больше усиливается – благодаря запасам полезных ископаемых и другим ресурсам, которыми богат «черный» континент. Активную роль здесь стремится играть и Китай. Так, например, Судан почти всю экспортируемую нефть направляет в Китай (а также в Индию). Как отмечает Андрей Маслов, заведующий Центром прикладных экономических исследований Института Африки РАН, прежде всего Китай и Индия помогли многим странам Африки преодолеть системный кризис 1990-х годов, и с этого времени их экономическое и политическое присутствие на континенте только нарастает. Для африканцев, с точки зрения эксперта, «важным преимуществом партнерства с этими странами является их готовность не вмешиваться во внутренние дела государств, отделять экономику от политики и предоставлять африканцам возможность устраивать свои политические системы таким образом, каким они считают нужным. Другое важное преимущество – китайцы и индийцы не сдерживают искусственно развитие национальной промышленности в африканских странах, в то время как европейцы и американцы в таких действиях были замечены не раз».

По оценкам Михаила Маргелова, председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, в нефтяном импорте Китая четверть составляет африканская нефть. А на африканском континенте действуют полторы сотни китайских торговых компаний, более десятка центров содействия инвестициям и торговле. «Китай как бы маскирует свое экономическое превосходство, декларирует в Африке тезис «общности судеб и задач», отмечает Маргелов, констатируя, что и в политической области «африканские страны неизменно поддерживаются Китаем». Эксперт напоминает, что уже шесть лет действует форум министров «Китай – Африка», на котором при участии африканских стран принимаются программы действий; кроме этого, под эгидой Госсовета Китая работает «Группа торгово-экономического и технико-экономического сотрудничества и координации отношений со странами Африки».

В этих условиях логично выглядит стремление Китая закрепить свои экономические успехи политическим присутствием на континенте. И военным – в море, обезопасив тем самым свой бизнес в Африке. Конечно, трудно сказать, в какой срок будет осуществлена программа по строительству авианосцев в Китае (если это вообще не «блеф» китайских властей), но факт остается фактом – Китай ясно дал понять, что определенные шаги в области своего присутствия в различных регионах мира (читай – в Африке) он гарантированно будет предпринимать. На фоне конкуренции мировых держав в Африке это выглядит вполне закономерным.

Русско-армянские отношения находятся под угрозой из-за

Русско-армянские отношения находятся под угрозой из-за "заигрывания" Армении с США

Посол РФ в Армении Сергей Копыркин заявил, что американцы не скрывают, что рассматривают тесные отношения с Арменией всего лишь в контексте противостояния с Россией. Действия Армении могут принести непоправимый ущерб русско-армянским отношениям.

Девять человек задержали в Таджикистане, все они подозреваются в связи с террористами из

Девять человек задержали в Таджикистане, все они подозреваются в связи с террористами из "Крокус Сити Холла"

Сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана задержали девятерых людей, которые, возможно, причастны к теракту в "Крокусе".

Ученые из СКФУ разработали инновационный фильтр для предотвращения засорения нефтяных скважин

Ученые из СКФУ разработали инновационный фильтр для предотвращения засорения нефтяных скважин

Новое устройство основано на обмотке проволокой основного каркаса, что позволяет эффективно удерживать примеси, негативно воздействующие на работу скважин.

Исследование ученых предлагает новый подход к улучшению органических светоизлучающих диодов (OLED)

Исследование ученых предлагает новый подход к улучшению органических светоизлучающих диодов (OLED)

Новый подход открывает перспективы для создания более эффективных телевизоров, компьютерных экранов и источников освещения.