Курсы валют: USD 24/03 57.5228 -0.1132 EUR 24/03 62.0959 -0.174 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.35 0.11% ММВБ 18:50 2051.04 -0.51%

Узбекистан хлопает дверью ОДКБ

Мир | 19.12.2008


Узбекистан, похоже, решил совершить очередной кульбит в своей внешней политике. На неформальный саммит лидеров стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который пройдет в Казахстане 19-21 декабря, руководство страны прибыть отказалось. На фоне недавней приостановки Узбекистаном своего членства в ЕврАзЭс логично предположить его решение выйти и из ОДКБ. Тем более что это для Узбекистана не в первый раз.


Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года - по иронии судьбы, в том самом Ташкенте. Подписали его руководители России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В следующем году присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Еще год спустя он вступил в силу, а рассчитан был на 5 лет с возможностью продления. В апреле 1999 года, когда подошел срок, президенты России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора еще на 5 лет. А вот Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались сделать это, выйдя, таким образом, из договора. Узбекистан том же году присоединился к созданной в 1997 году организации ГУАМ, куда входили Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова.

Что касается самого ГУАМ, то по оценке ряда экспертов, главной целью объединения было ослабление энергетической зависимости от России вошедших в него государств по мере развития транзита энергоносителей по маршруту Каспий — Кавказ — Европа в обход территории России. С момента возникновения ГУАМ получал значительную экономическую и политическую поддержку от США. Узбекистан в долгу не остался, предоставив в 2001 году две военные базы силам антитеррористической коалиции для действий в Афганистане - ВВС США в Ханабаде, недалеко от Карши, и ВВС Германии - на аэродроме под Термезом. Было также заключено соглашение о стратегическом партнерстве с США

В 2005 году на фоне разразившихся в Узбекистане беспорядков республику удалось переманить обратно, а база была ликвидирована. Летом 2006 года было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ (решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) было принято в 2002 году в Москве). Узбекистан вышел и из ГУАМ.

В свете отказа страны участвовать в декабрьском саммите и приостановке членства в ЕврАзЭс снова всплывает вопрос о возможности организации иностранных военных баз (в первую очередь - американских) на территории Узбекистана. Об этом, кстати, заявлял 16 декабря начальник Генерального штаба РФ Николай Макаров, упоминая в американских планах и базы на территории Казахстана. Хотя официальные должностные лица все как один говорят о том, что Узбекистан не собирается выходить из ОДКБ, а из США приходят известия, что никаких баз создавать в Казахстане и Узбекистане не планируется, нельзя отрицать одного – военные базы в этом регионе являются едва ли не важнейшим элементом реализации Соединенными Штатами концепции передового сдерживания, направленной против роста влияния России и Китая в Центрально-Азиатском регионе.

В случае повторного размещения базы войск США в Узбекистане для России ситуация «откатывается» на 7 лет назад: тогда базы появились не только в Узбекистане, но и в Киргизии. Президент Киргизии, правда, сослался на проведенные по этому повожу переговоры с тогда еще президентом России Владимиром Путиным. Отметим здесь, что в соответствии с договором 2002 года Узбекистана и США о стратегическом сотрудничестве Соединенные Штаты оказывают помощь этой центральноазиатской республике в реформировании ее Вооруженных сил: осуществляются поставки военной техники, предоставляется доступ различных программ военного образования. В случае «увода» Узбекистана из орбиты ОДКБ реформирования ее армии в соответствии со стандартами НАТО (коль скоро в этом активно участвуют США), в перспективе может встать вопрос и о расширении Североатлантического блока за счет того же Узбекистана.

Хотя сейчас это и может представляться невероятным, но тем не менее НАТО работает по отдельной программе с такими участниками ОДКБ, как Армения, Казахстан и пресловутый Узбекистан. Как отмечал в свое время вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, новая стратегическая концепция НАТО предусматривает в том числе «распространение Атлантического пространства вплоть до Австралии и дальше». Так что формальных препятствий к «вербовке» в альянс новых членов – скажем, из центральноазиатского региона – нет. А это означает давление на Россию не только с запада, но и с юга. При этом, кстати, блок НАТО так и не взял на себя обязательств по неразмещению на территории новых стран-членов альянса ядерного оружия.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров