Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Брюссельская мышеловка

Мир | 19.11.2008



Прошло немногим меньше месяца с момента встречи начальника Генштаба РФ Николая Макарова и главы Объединенного комитета начальников штабов США Майкла Муллена в Хельсинки. Уже тогда обозреватели заговорили о грядущем возобновлении военного сотрудничества России и НАТО, свернутого после развязанной Грузией войны в Южной Осетии.

По итогам встречи Макаров заявил, что не исключает возможности возобновления работы Совета «Россия - НАТО» уже в текущем году. Однако его американский коллега был более сдержан и отметил, что на уровне послов отношения остаются замороженными. Это подтверждали и в Брюсселе.

И вот официальный представитель североатлантического альянса Джеймс Аппатурай выступил в заявлением о возможном возобновлении работы Совета – соответствующее заявление может быть принято министрами иностранных дел 26 стран-членов блока на встрече в Брюсселе, которая должна состояться в начале декабря. В настоящий момент, по словам Аппатурая, продолжаются дискуссии о том, каким именно образом и в какие сроки следует двигаться в направлении нормализации отношений с Россией.

В свое время американский Белый дом проинформировал общественность, что возобновление военных контактов между РФ и Североатлантическим альянсом будет невозможным, пока «не разрешится ситуация в Грузии». Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, в свою очередь, заявил, что возобновление деятельности Совета «Россия - НАТО» будет заморожено до тех пор, пока Россия не выполнит условия подписанного договора о прекращении огня в Грузии и не выведет свои войска ее территории на довоенные позиции.

В свете таких заявлений тем более интересно, что инициатива о возобновлении отношений по линии «Россия - НАТО» теперь уже исходит от представителей самого альянса. И речь здесь идет не о некой гипотетической ситуации, когда это может произойти, а о вполне конкретных сроках – заметим, что и условий более никаких не выдвигается. я.

Итак, вполне можно сделать вывод, что российская позиция в отношении ситуации на Южном Кавказе де-факто признана альянсом. Конечно, требовать официального дипломатического признания Абхазии и Южной Осетии от США и стран Европы было бы по меньшей мере наивно. Но в этом нет никакой необходимости – западные страны уже наконец согласились с реальностью, пусть и неофициально. И с их стороны к России как участнику конфликта претензий нет – все свои обязательства она выполнила в полном объеме в соответствии с договоренностями.

Пересмотр позиций в НАТО произошел, и работа Совета будет восстановлена, это уже можно не ставить под сомнение. Но что заставило стран-членов альянса пойти на это?

Связывать грядущую «разморозку» с изменениями в политике США, произведенными новым президентом Бараком Обамой, нет оснований. Напомним, что встреча начальника Генштаба РФ Макарова и председателя ОКНШ США Муллена произошла еще почти за полмесяца до финала выборов в США – а именно тогда впервые прозвучала идея восстановить свернутое сотрудничество. Однако обращают на себя внимание недавние события, связанные с перспективой размещения в странах Восточной Европы элементов американской ПРО. Барак Обама проинформировал мировое сообщество, что США не собираются отказываться от этого проекта. Тогда Россия в качестве ответа выдвинула план размещения в Калининградской области и западных районах 5 ракетных бригад, оснащенных комплексами «Искандер», а также системы средств радиоэлектронной борьбы. Запланированы, кроме того, поставки «Искандеров» и в Белоруссию.

После этого Яап де Хооп Схеффер заявил, что НАТО не планирует принимать в этой связи ответные меры – но при этом альянс постарается «сделать все, чтобы они [имеются в виду комплексы «Искандер»] там размещены не были».

Здесь и стоит искать смысл заявления Аппатурая о возобновлении работы Совета «Россия - НАТО» в столь ближней перспективе. Это «асимметричный ответ» на российскую инициативу с «Искандерами». Альянс будто бы демонстрирует «добрую волю» во взаимоотношениях с Россией. Идея проста: после этого перспектива развертывания ракетных комплексов в западных областях РФ в течение ближайших 7 лет будет рассматриваться западными «партнерами» как шаг на пути к противостоянию, а не сотрудничеству.

Лидеры США и НАТО еще раз заверили всех, что ПРО в Восточной Европе направлена на защиту от возможной атаки со стороны Ирана. Словно в подтверждение этих слов и, кстати, почти одновременно с ними Иран произвел очередное ракетное испытание. Это событие невольно наводит на размышления о возможной «координации» действий иранских властей и представителей американских силовых структур.

Слишком долгое время поведение иранского президента казалось странным на фоне жесткой риторики в адрес его страны и введенных в отношении Ирана санкций со стороны ООН: Махмуд Ахмадинежад своими не в меру пылкими речами только и делал, что усердно подливал масла в огонь. И вся его антиамериканская риторика в данном случае оказывается не более чем словами.

По оценкам ряда экспертов, примерно в такую же игру играли в свое время США и с лидером Ирака Саддамом Хусейном. Тем более мы вправе предположить что-то подобное и в этом случае. Тогда это ракетное испытание в Иране – умело сыгранная операция, цель которой для США заключается в том, чтобы показать, что их опасения в адрес Ирана не беспочвенны.

А заодно, предложив восстановить сотрудничество с Россией, - еще и выбить из ее рук тот аргумент, что «Искандеры» Россия размещает на своих границах в целях собственной безопасности. Ход удачный, спора нет, и на него еще только предстоит дать грамотный ответ - с тем чтобы, не отказываясь от развертывания «Искандеров», не допустить очередного формирования «образа врага» из России.

Гусакова Ирина
Код для вставки в блог

Новости партнеров