Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 25.04.2024 : 92,5058
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 25.04.2024 : 98,9118

Эстония сама себе создаёт сепаратизм

Эстонии угрожает сепаратизм. Виноваты в этом сами эстонские националисты, отказывающиеся признать близкий к ним, но исповедующий православие народ сету. В результате сету вынуждены смотреть в сторону России, где их притеснять не собираются.

Вопрос о праве наций на самоопределение усилился во всем мире после того, как в феврале 2008 года Косово получило независимость, а в августе того же добились и Абхазия с Южной Осетией. В октябре о "восстановлении государственности" заговорили русины Закарпатья, которых Киев отказывается признавать народом.

Не исключено, что уже в ближайшем будущем о праве на самоопределение заявит и народ сету, проживающий в Эстонии. Его, так же как и русинов, власти страны отказываются признать отдельным этносом. Более того, в Таллинне уверены, что если это произойдет, сету объявят о независимости или же, что еще хуже, присоединят свои земли к России.

Такой вариант развития событий отнюдь не исключен. Дело в том, что сету по культуре, религии и обычаям наиболее близки русским. Район их распространения - юго-восток Эстонии, до 1920 года входивший в состав Псковской губернии Российской империи и Печорский район Псковской области. В древней Руси их называли чудью, а чуть позже за ними закрепилось название псковская чудь.

В настоящее время их точную численность установить практически невозможно. Проблема в том, что данный этнос не внесен в список народов, проживающих ни на территории России, ни на территории Эстонии. При переписях населения сету записывались либо русскими, либо эстонцами. Тем не менее, ученые пришли к выводу, что всего сетусцев около 10 тысяч человек.

Эстонское руководство известное своим специфическим отношением к национальным меньшинствам сознательно относит сету к эстонцам. Однако это неправильно. Между ними существуют значительные культурные и языковые отличия. Основное из них конфессиональное: сету – православные, а эстонцы – лютеране. Хотя, сету, как и эстонцы, являются финно-уграми, а язык их считается вырусским диалектом эстонского языка, ныне почти исчезнувший в самой Эстонии. Это дает основание некоторым эстонским ученым предполагать, что сету не являются автохтонным народом, а произошли от эстонских переселенцев, спасавшихся от гнета Ливонского Ордена, а позже - от насильственного перехода в лютеранство.

Между тем, большинство исследователей придерживаются версии о том, что сету – коренной народ, сохранившийся до нашего времени, потомок древней чуди. Со временем они приняли православие, оставив при этом себе многие языческие обычаи и обряды. С Библией сетусцам удалось ознакомиться только в ХХ веке. Правда, это не мешало им, в течение всего этого времени исполнять православные обряды. Однако непонимание догматов православия привело к тому, что русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их "полуверцами". Эсты же Лифляндской губернии считали сету людьми "второго сорта" и не признавали соплеменниками.

Наибольшая численность сетусцев была зафиксирована переписью 1903 года, когда их насчитывалось более 22 тысяч человек. Тогда же была создана и культурная автономия сету. Происходило развитие школ, выпускалась газета, начала формироваться национальная интеллигенция.

В 1920 году, эстонцы, предав своего союзника ­­- белого генерала Юденича, заключили с советской Россией Тартусский мирный договор. Печорский край отошел к Эстонии. Государственная граница была проведена тогда по линии фронта и не соответствовала этнической границе. Таким образом, на территории с преобладающим числом русского населения, был создан уезд Петсеримаа Сетумаа (земля сету).

В межвоенные годы эстонские националисты, правившие страной, попытались ассимилировать сету. Их православные имена и фамилии, образованные от имени деда были насильственным образом переведены на эстонский. Во всех переписях, производимых в республике, сету учитывались именно как эстонцы. В школах и учебных заведениях было запрещено преподавание на сетуском диалекте, а православная церковь Эстонии, под нажимом властей, перевела служение храмов на эстонский.

Формально властями республики не делалось отличий между сету и коренными населением, однако, на бытовом уровне, как это происходит и ныне, сету считались "диким" народом. Им позволялось проводить свои праздники, носить национальную одежду, но права называться народом, у них было отнято.

После освобождения Эстонии 23 августа 1944 года была создана Псковская область, а в 1945 году в нее вошел Печорский район, входивший ранее в состав Эстонии. Таким образом, граница разделила область расселения сету, создав для западной группы более приемлемые условия экономического развития. В связи с этим, в послевоенные годы тысячи сету переселились в Эстонию. В Псковской области остались лишь кладбища предков, да заброшенные деревни. Правда, переселившись в ЭССР, сету продолжали эстонизироваться. После распада СССР эмиграция в Эстонию усилилась. К настоящему времени на Псковщине остается лишь несколько десятков сетусцев.

Между тем, проживая в Эстонии, сету по-прежнему тяготеют к русской православной культуре и четко отличают себя от эстонцев. В связи с этим их положение в стране остается не проясненным. Официальный Таллинн не торопится дарить сету какую-либо автономию и считает их, чуть ли не пятой колонной и чинит им всевозможные препятствия в развитии национальной культуры и языка. Когда в 1999 году в Эстонии проводилась всеобщая перепись населения, сетусцам запретили указывать свою этническую принадлежность.

Тем не менее, оформление области Сетумаа в автономию, на которую сету имеют историческое право, становится все более и более актуальным. Таким образом, как знать, не приведет ли национальная политика эстонских властей к тому, что в скором времени на ее территории появится республика, тяготеющая к России, к русскому. И, стало быть, благодаря сету, земли, некогда входившие в состав Псковской губернии Российской империи, будут воссоединены.

Эксперты проанализировали рекомендованную Илоном Маском операцию против боли в спине

Эксперты проанализировали рекомендованную Илоном Маском операцию против боли в спине

Илон Маск рассказал о своем опыте с операцией по замене позвоночного диска, утверждая, что это помогло ему избавиться от боли в спине. Однако эксперты указывают на отсутствие доказательств эффективности такой операции.

Запад считает, что помощь США никак не поможет положению ВСУ

Запад считает, что помощь США никак не поможет положению ВСУ

Максимум, что можно сделать – только слегка укрепить ресурсы Киева.

В Госдуме рассматривают возможность ограничения скорости электросамокатов

В Госдуме рассматривают возможность ограничения скорости электросамокатов

Госдума рассматривает меры по снижению аварийности с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности.

Врачи Малышева и Продеус рассказали, что на природе опасны столбняк и клещи

Врачи Малышева и Продеус рассказали, что на природе опасны столбняк и клещи

Врачи Елена Малышева и Андрей Продеус выделили две основные опасности, связанные с загородным отдыхом на даче или на природе.