Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

11 ноября в истории:

Общество | 11.11.2008


11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский, великий русский писатель.


Родился в Москве. Отец — штаб-лекарь московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. После смерти матери, в мае 1837 вместе с братом едет в Петербург и поступает в приготовительный пансион Костомарова. С января 1838 учился в Главном инженерном училище. Вокруг него образуется литературный кружок. По окончании училища был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в 1844, решив посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика.

В январе 1844 публикуется первая работа Достоевского - перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака. В 1845 заканчивает роман "Бедные люди", имевший исключительный успех. В 1847 становится посетителем "пятниц" Буташевича-Петрашевского. Участвует в организации тайной типографии для печати воззваний к крестьянам и солдатам. 23 апреля 1849 арестован. 8 месяцев провел в Петропавловской крепости под следствием, проявил мужество, стремясь смягчить вину товарищей. Был признан "одним из важнейших" виновных в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка" и приговорен к расстрелу. 22 декабря 1849 вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.

Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. Отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В 1854 был зачислен рядовым в линейный батальон (Семипалатинск). В ноябре 1855 произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других знакомых — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.

В 1857 Достоевский женился на вдове Марии Исаевой. Брак не был счастливым: 8 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен "по болезни" в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он и приехал в декабре 1859. Сочетал редакторскую работу над чужими рукописями с публикацией собственных статей и художественных произведений. В эти годы пишет «Униженные и оскорбленные».

В июне 1862 Достоевский впервые выехал Европу. В августе 1863 писатель вновь выехал за границу. В Баден-Бадене, увлеченный игрой в рулетку, проигрывается "совершенно дотла". В октябре 1863 он вернулся в Россию. В 1864 умерла от чахотки его жена. Вскоре скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом журнала "Эпоха", но резкое падение подписки вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тыс. рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт со Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать новый роман к 1 ноября 1866.

4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина: «Преступление и наказание» было написано за 26 дней и сдано в срок. Анна становится женой писателя. Четыре года супруги живут в Европе. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой в мае Достоевский тяжело переживал. В 1869 родилась Любовь; позже —Фёдор и Алексей.

В последние годы жизни популярность Достоевского растет. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества, посещает колонии малолетних преступников и Воспитательный дом. В 1878 после смерти сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь. В марте 1878 находится на процессе Веры Засулич...

"Братья Карамазовы" — итоговое произведение писателя. В январе 1881 он выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над "Дневником писателя", разучивает роль для домашнего спектакля в салоне С.А. Толстой… В ночь с 25 на 26 января у него пошла горлом кровь. 28 января скончался. (По материалам сайта www.dostoevskiy.net.ru)

11 ноября 1837 года (30 октября по ст. ст.) открылась первая в России (и шестая в мире) железная дорога общего пользования.

В то утро многочисленные жители столицы толпились на Семеновском плацу в ожидании отправления первого поезда. В помещении только что построенного здания станции у Загородного проспекта собрались высокопоставленные гости. Все они с любопытством рассматривали состав, стоявший у перрона. По приглашению членов правления дороги пассажиры заняли свои места, и в 12 часов 30 минут, по звонку колокола, поезд плавно отошел от платформы. Через 35 минут под громкие аплодисменты и крики «ура!» встречавших он прибыл в Царское Село. Там в одном из залов станции был дан банкет.

Первая железная дорога была протяженностью в 24 версты (25,6 км), она соединила Петербург с Царским Селом. Управлял «огнедышащей машиной» главный строитель дороги Франц (Франтишек) Герстнер - инженер, чех по национальности, профессор Венского политехнического института. Ему летом 1835 удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска, и получить разрешение на создание акционерного общества для строительства «в виде опыта » первой линии длиной 20,6 км от Петербурга до Царского Села и Павловска. Максимальная скорость состава достигала 64 км/час – фантастическая по тем временам. И это при мощности 40 лошадиных сил! Люди были потрясены...

Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза «Проворный», построенного на заводе Стефенсона в Англии. Вагоны были желто-голубыми - кареты, линейка, платформа. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами» и «дилижансами»; также использовались открытые повозки («линейки») с крышами («шарабаны») или без («вагоны»). Вагоны не имели отопления и освещения. Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям - на паровой.

«Удивительное изобретение! — восхищался поездом, который тогда называли «обозом», один из пассажиров летом 1838 года. — Представьте, 12 экипажей, из которых каждый есть соединение трех карет — больших 8-местных. Таким образом, в каждом экипаже сидят 24 человека, а во всех 288 человек… Совершенное волшебство… Опасности нет никакой».

11 ноября 2000 года в тоннеле в австрийских Альпах возле курорта Капрун в результате пожара в поезде-фуникулере погибли 159 человек.

Красивейшее место, популярный горнолыжный курорт Капрун своей популярностью во многом был обязан именно этому скоростному подъемнику, известному как "первое горное метро". Канатный подъемник считался самым современным и надежным в Европе. Большая часть его трассы проходит в наклонном туннеле с высоты 911 метров до 2452 метров. Фуникулер был построен 1974, в 1994 был полностью переоборудован и снабжен суперсовременными вагонами. Перед началом сезона установка прошла техосмотр…

Поезд, в котором находились, по разным данным, от 170 до 180 туристов, загорелся в тот момент, когда находился примерно в 600 метрах от ближайшего въезда. Объятый пламенем вагон завис в туннеле в начале пути наверх. Организованная австрийскими властями многочасовая операция оказалась безрезультатной. Спасатели пытались добраться до горящего поезда с обоих концов тоннеля и через аварийный выход. Однако к тому времени, когда они прибыли на место, от поезда остался только обгорелый металлический остов.

Конструкция вагона не предусматривала аварийного открывания изнутри, и те, кому все же удалось выбраться, бросились по боковой лестнице, предназначенной для техперсонала, вверх - в сторону от огня. Однако в наклонной шахте возник, как его называют специалисты, каминный эффект: удушающие газы и дым также устремились вверх.

Почти все находившиеся в вагоне погибли от отравлений, а лишь потом стали добычей огня, температура которого достигала тысячи градусов. Погибли 155 человек - граждане семи стран: Австрии, Германии, Японии, Словении, Нидерландов, Британии и США. Спастись из горящего фуникулера удалось лишь 12 пассажирам, разбившим заднее окно и сумевшим выбраться из тоннеля. Позже 7 экспертиз показали, что пожар начался из-за неисправности системы подогрева. Накопившаяся в радиаторе тормозная жидкость воспламенилась, пламя быстро распространилось на гидравлическую систему и затем на весь фуникулер.

В 2004 на месте трагедии открыт мемориал. Памятник стоимостью $463 000 сооружен по проекту немецкого архитектора Антона Михаэля и установлен у подножия горы Китцштайнхорн, откуда фуникулер повез горнолыжников на вершину ледника. Он представляет собой 155 стеклянных колонн - по одной для каждого погибшего лыжника и сноубордиста.

События:

11 ноября 1909 года началось строительство базы ВМС США в Перл-Харборе. Военные говорили, что именно здесь она надежно защищена от любой потенциальной угрозы со стороны японцев.

В этот день в 1918 году завершилась Первая мировая война: немецкая делегация подписала в Компьенском лесу условия своей капитуляции.

11 ноября 1925 года американский физик Роберт Милликен объявил об открытии им космических лучей.

В этот день в 1975 году Португалия объявила о предоставлении независимости Анголе. Новое государство назвало себя Народная Республика Ангола.

Дни рождения:

В этот день в 1493 году родился Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493 — 24.9.1541), легендарный врач.

В этот день в 1891 году родилась Лиля Юрьевна Брик (1891 — 4.8.1978), муза Владимира Маяковского.

11 ноября 1896 года родился Лаки Лучиано (1896 — 26.1.1962), известный американский гангстер.

В этот день в 1919 году родился Ефим Березин (1919 — 2004), артист разговорного жанра, легендарный Штепсель.

Скорбные даты:

В этот день в 1855 году скончался Сёрен Кьеркегор (5.5.1813 — 1855), датский философ-классик.

11 ноября 1884 года умер Альфред Эдмунд Брем (2.2.1829 — 1884), знаменитый немецкий зоолог, автор шеститомной «Жизни животных».

В этот день в 1946 году скончался Николай Нилович Бурденко (3.6.1876 — 1946), легендарный хирург, имя которого ныне носит больница и медицинский вуз.

11 ноября 1991 года скончался Михаил Васильевич Куприянов (21.10.1903 — 1991), художник, один из «КУКРЫНИКСОВ».

В этот день в 2004 году умер Ясир Арафат (4.8.1929 — 2004), председатель Организации освобождения Палестины, лауреат Нобелевской премии мира.

Гульнара
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров