Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 12:18 1135.27 -0.12% ММВБ 12:17 2147.76 -0.67%

В чьем кармане оседают союзные деньги?

Мир | 24.10.2008


Одобренный Советом министров Союзного государства России и Белоруссии бюджет на 2009 г. составляет около 5 млрд. российских рублей. При этом отчисления российской стороны в доходную часть бюджета должны составить 3 млрд. 167 млн. руб., а белорусской - 1 млрд. 705 млн. рублей. Эти цифры существенно больше, чем в прошло году – общий объем бюджета вырос на 25% по сравнению с бюджетом 2008 года. Напомним, что год назад он составлял 4 млрд. 061 млн. российских рублей. Отчисления Российской Федерации составляли в нем 2 млрд. 640 млн. российских рублей, Республики Беларусь – 1 млрд. 421 млн. российских рублей.


Правда, суровая реальность внесла-таки свои коррективы в изначально более радужные планы лидеров Союзного государства. Весной этого года планировалось, что бюджет на следующий год составит около 6-7 млрд. российских рублей. На такой уровень выйти не удалось – виноват, видимо, мировой финансовый кризис. Не сбылись и надежды председателя правительства РФ Владимира Путина и премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского увеличить бюджет Союзного государства минимум на 25% - реальный прирост составил 20%.

Итак, «членский взнос» России вырастет в грядущем году на 527 млн. рублей, а белорусский – на 284 млн. рублей. Увеличение оказалось пропорциональным для обоих государств, здесь диспропорции не обнаружилось. А на что именно пойдут средства?

В 2008 году свыше 90% средств союзного бюджета было направлено на финансирование 40 совместных программ и мероприятий по следующим основным направлениям:

– промышленность, энергетика, строительство – 33% к общему объёму бюджета;

– военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства – 13,1%;

– социальная политика, образование, культура, здравоохранение и физическая культура, средства массовой информации – 23,5%;

– содержание органов Союзного государства – 7,8%.

Что касается планов на 2009 год, то они мало чем изменились. Увеличение бюджета скажется только на финансировании текущих программ, и на закладке новых. Деньги заложены уже под три проекта в области инновационной деятельности.

Вроде бы все хорошо – динамично развивается целый ряд проектов. Практически безоговорочно принимаются заявки на финансирование социально-значимых мероприятий. Одна беда: даже увеличившегося на 20% бюджета не хватает для того, чтобы обеспечить финансирование всех заявленных программ и мероприятий. Сумма бюджетных заявок, поступивших в процессе формирования параметров бюджета Союзного государства на 2009 г., уже в апреле месяце превысила 7, 4 млрд. руб., что в полтора раза больше, чем весь бюджет Союзного государства.

Так что для нас приоритетнее – разговоры о займе в 4,5 млрд. долларов Исландии для спасения ее экономики или укрепление бюджета Союзного государства? По оценкам экспертов, займ Исландии носил бы характер международной демонстрации стабильности российской экономики, но не более того. Разве не больший смысл имело бы направить эти средства на развитие тех самых инновационных проектов, о которых говорят авторы бюджета, расширить военно-техническое сотрудничество и увеличить вложения в промышленность и инфраструктуру, тем более что проектов и заявок от организаций более чем достаточно? Однако такой вариант, по-видимому, не представляется возможным в силу ряда причин, главная из которых – черепаший шаг в строительстве того самого Союзного государства. Уровнем затрат вполне можно измерить степень стремления элит к интеграции. Иначе бы спикер Госдумы РФ Борис Грызлов говорил не о планах издать 50-томник российских и белорусских писателей, а, например, о создании единого оборонного пространства.

Где причины пробуксовки – в Москве или Минске? Вспомним, что в начале октября Россия подтвердила готовность предоставить Белоруссии стабилизационный кредит в размере 2 млрд. долларов (напомним, что в декабре 2007 года Россия уже предоставляла Белоруссии кредит объемом 1,5 миллиарда долларов с выплатой через 15 лет; средства Минск предполагал направить на оплату российского газа). После этого Лукашенко заявил, что «дружбой с русскими не торгует», но тем не менее ключевой вопрос о признании независимости Южной Осетии и Абхазии предпочел оставить новому парламенту. Желания осуществить признание их независимости в сжатые сроки (еще во время работы предыдущего парламента), как это сделала Россия, белорусский лидер изначально не обнаруживал. Между тем, именно этого от него ожидал собрат по Союзному государству.

Александр Лукашенко был безусловно прав, когда заявил на октябрьской встрече с Владимиром Путиным: «Люди ждут чего-то более определенного». Но то, чего ждут люди, все никак не происходит: нет уверенности в солидарной позиции в отношении Абхазии и Южной Осетии (первые лица Белоруссии ни разу не заявили об однозначном намерении признать их независимость в скорейшей перспективе), а введение единой валюты и принятие Конституционного акта привычно «буксуют». Приходится довольствоваться благостными известиями о ежегодном росте Союзного бюджета. Но тот факт, что решение о предоставлении кредитов странным образом влияет на характер высказываний о перспективах признания южнокавказских республик, наводит на мысль, что кому-то такая пробуксовка выгодна.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров