Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 14:18 1123.13 -0.11% ММВБ 14:17 2040.76 -0.50%

Рекордная партия кошмара прибыла на ПО «Маяк»

Страна | 23.10.2008


В среду официальный представитель американского Национального управления США по ядерной безопасности Кеннет Бейкер сообщил в интервью Associated Press о совместной российско-американской операции по доставке почти 154,8 кг отработанного оружейного урана из Венгрии в Челябинскую область России для последующий утилизации. Уран ехал к нам кружным путем – через словенский порт Копер на Адриатике, затем через Средиземное море, Гибралтарский пролив, Атлантический океан, пролив Ла-Манш, Северное и Норвежское моря, и оттуда – в Мурманск. Затем опасный груз отправили поездом на ПО «Маяк», в Челябинской области, занимающееся переработкой ядерных отходов.


Гораздо проще было бы везти уран через территорию Украины – сам г-н Бейкер отозвался о проведенной операции как о «самом трудном путешествии, которое мы когда-либо предпринимали». Так зачем было столько мучиться?

Ответ дал сам Бейкер. «Мы не могли перевозить его (уран) через Украину» - сказал он, не прокомментировав, правда, причин. А причины простые: ввоз на территорию Украины отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из-за рубежа регламентируется только Верховной Радой. Статья 17 Закона Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" гласит, что «к исключительной компетенции Верховной Рады Украины в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности относится регуляция ввоза в Украину отработанного ядерного топлива".

Итак, совершив вояж вдоль всего европейского побережья, 154 кг урана приехали в Челябинск, где предполагается их переработка. Заметьте: прибыла рекордная по объему партия – такого не было с 50-х годов прошлого века, когда стала действовать программа содействия развитию «мирного атома» и нераспространению атомного оружия. А между тем год назад общий объем накопленного ОЯТ на объектах Росатома уже превышал 18 тыс. тонн, как сообщал в своем докладе «Перспективы переработки отработанного ядерного топлива» В. П. Бузовский, помощник генерального директора

ФГУП «Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники» (НИКИЭТ). Более того, переработке подвергалось не более 15% от всего этого объема, из них – до 650 тонн ОЯТ, ежегодно выгружаемого из реакторов АЭС. А планирующийся ввод в эксплуатацию новых блоков в рамках развития атомного энергопромышленного комплекса приведет, естественно, к дальнейшему усложнению ситуации.

Отдельный вопрос – переработка и утилизация ОЯТ с атомных подводных лодок. Свою печальную роль здесь сыграли «лихие девяностые» - к концу последнего десятилетия двадцатого века общее количество АПЛ, выведенных из боевого состава и отправленных на базы отстоя ВМФ, насчитывало более 150 единиц. Из них около 90 находились на Северном флоте, а около 60 — на Тихоокеанском. Реакторы большинства таких АПЛ содержали не выгруженное ОЯТ, что создавало опасность радиационного заражения. Причем темпы выгрузки топлива и разделки подводных лодок были столь медленными, что списанным АПЛ приходилось находиться у причалов в ожидании утилизации 15-20 лет, о чем сообщал в свое время А. В. Мальцев, заместитель начальника планово-диспетчерского отдела ФГУП МП «Звездочка». В результате хранилища ОЯТ и радиоактивных отходов оказались переполненными, а флотские базы отстоя — буквально «нафаршированными» списанными лодками с невыгруженными активными зонами. Сейчас переработки требует общий объем ОЯТ примерно со ста АПЛ, по оценкам координаторов антиядерной программы "Гринпис". При этом на сегодняшний день ПО «Маяк» является единственным в России предприятием, способным перерабатывать отработанное топливо с атомных подлодок. И вот сейчас туда прибыло еще полтора центнера урана…

Естественный вопрос, возникающий у каждого - почему вообще в Россию ввозится отработанное ядерное топливо откуда-то из-за рубежа, если даже внутри страны объемы требующего переработки ОЯТ очень большие, а мощностей не хватает? Дело в том, что Россия в соответствии со взятыми на себя обязательствами в рамках совместной с США программы по утилизации радиоактивных материалов оружейного качества принимает на переработку отработанное топливо своего производства. То же самое делают и США со своим ОЯТ. С 2005 года Национальное управление США по ядерной безопасности осуществило 15 операций по возврату высокообогащенного урана из более чем 12 стран (уран поставлялся туда для исследовательских целей). ОЯТ российского производства также поступало из Чехии, Латвии и Болгарии. Теперь настала очередь Венгрии.

Обязательства приходится выполнять, но невольно возникает другой вопрос: а может ли Россия позволить себе ввозить ОЯТ даже своего производства в условиях, когда перспективы переработки даже своих «запасов» не самые радужные? Если да, то необходимо в экстренном порядке наращивать мощности для их переработки – иначе вряд ли заверения о выгодах, которые может принести переработка и последующая эксплуатация ввозимых отходов, окажутся хотя бы на йоту правдивыми.

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров