Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

Рекордная партия кошмара прибыла на ПО «Маяк»

Страна | 23.10.2008


В среду официальный представитель американского Национального управления США по ядерной безопасности Кеннет Бейкер сообщил в интервью Associated Press о совместной российско-американской операции по доставке почти 154,8 кг отработанного оружейного урана из Венгрии в Челябинскую область России для последующий утилизации. Уран ехал к нам кружным путем – через словенский порт Копер на Адриатике, затем через Средиземное море, Гибралтарский пролив, Атлантический океан, пролив Ла-Манш, Северное и Норвежское моря, и оттуда – в Мурманск. Затем опасный груз отправили поездом на ПО «Маяк», в Челябинской области, занимающееся переработкой ядерных отходов.

Гораздо проще было бы везти уран через территорию Украины – сам г-н Бейкер отозвался о проведенной операции как о «самом трудном путешествии, которое мы когда-либо предпринимали». Так зачем было столько мучиться?

Ответ дал сам Бейкер. «Мы не могли перевозить его (уран) через Украину» - сказал он, не прокомментировав, правда, причин. А причины простые: ввоз на территорию Украины отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из-за рубежа регламентируется только Верховной Радой. Статья 17 Закона Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" гласит, что «к исключительной компетенции Верховной Рады Украины в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности относится регуляция ввоза в Украину отработанного ядерного топлива".

Итак, совершив вояж вдоль всего европейского побережья, 154 кг урана приехали в Челябинск, где предполагается их переработка. Заметьте: прибыла рекордная по объему партия – такого не было с 50-х годов прошлого века, когда стала действовать программа содействия развитию «мирного атома» и нераспространению атомного оружия. А между тем год назад общий объем накопленного ОЯТ на объектах Росатома уже превышал 18 тыс. тонн, как сообщал в своем докладе «Перспективы переработки отработанного ядерного топлива» В. П. Бузовский, помощник генерального директора

ФГУП «Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники» (НИКИЭТ). Более того, переработке подвергалось не более 15% от всего этого объема, из них – до 650 тонн ОЯТ, ежегодно выгружаемого из реакторов АЭС. А планирующийся ввод в эксплуатацию новых блоков в рамках развития атомного энергопромышленного комплекса приведет, естественно, к дальнейшему усложнению ситуации.

Отдельный вопрос – переработка и утилизация ОЯТ с атомных подводных лодок. Свою печальную роль здесь сыграли «лихие девяностые» - к концу последнего десятилетия двадцатого века общее количество АПЛ, выведенных из боевого состава и отправленных на базы отстоя ВМФ, насчитывало более 150 единиц. Из них около 90 находились на Северном флоте, а около 60 — на Тихоокеанском. Реакторы большинства таких АПЛ содержали не выгруженное ОЯТ, что создавало опасность радиационного заражения. Причем темпы выгрузки топлива и разделки подводных лодок были столь медленными, что списанным АПЛ приходилось находиться у причалов в ожидании утилизации 15-20 лет, о чем сообщал в свое время А. В. Мальцев, заместитель начальника планово-диспетчерского отдела ФГУП МП «Звездочка». В результате хранилища ОЯТ и радиоактивных отходов оказались переполненными, а флотские базы отстоя — буквально «нафаршированными» списанными лодками с невыгруженными активными зонами. Сейчас переработки требует общий объем ОЯТ примерно со ста АПЛ, по оценкам координаторов антиядерной программы "Гринпис". При этом на сегодняшний день ПО «Маяк» является единственным в России предприятием, способным перерабатывать отработанное топливо с атомных подлодок. И вот сейчас туда прибыло еще полтора центнера урана…

Молчанов Анатолий
Код для вставки в блог

Новости партнеров