Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

4 октября в истории:

Общество | 04.10.2008


В этот день в 1582 году юлианский календарь (т. н. старый стиль) был заменен на григорианский (новый стиль). Сделано это было по приказу Папы Римского Григория XIII , который объявил, что следующим днем после четверга, 4 октября будет пятница, 15 октября; при этом дней с 5 по 14 октября 1582 в григорианском календаре попросту нет.

Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория аналогичную реформу пытались осуществить Папы Павел III и Пий IV , но они успеха не достигли. По указанию Папы подготовку календарной реформы вели астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио. Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке Inter gravissimas - «Среди важнейших».

Новый календарь имел две важных особенности: удаляя накопившиеся ошибки, он сразу сдвигал на 10 текущее число. К тому же, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе: год содержит 366 дней, если: его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или его номер делится без остатка на 400. В целом же Григорианский календарь более точно отражает истинное положение вещей - даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году - чем юлианский.

В России григорианский календарь введён в 1918 декретом Совнаркома, согласно которому после 31 января 1918 следовало 14 февраля 1918. Позднее, на Московском Совещании Православных Церквей было постановлено, что Пасха, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по юлианскому календарю, а непереходящие - по тому календарю, на котором живет Поместная Церковь. Светское же общество современного мира сейчас живет по григорианскому летоисчислению.

4 октября 1957 года в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли. Кодовое обозначение спутника было ПС-1 – «Простейший Спутник-1», а запуск его осуществлялся посредством ракеты-носителя «Спутник» (Р-7) с Пятого научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там» - впоследствии получившего открытое наименование «космодром Байконур».

Над созданием первого искусственного спутника Земли во главе с С.П. Королёвым работали ученые М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов и многие другие. В январе 1957 Королёв направил докладную записку в Совет Министров СССР, где писал, что в апреле-июне 1957 могут быть подготовлены две ракеты в спутниковом варианте, «и запущены сразу же после первых удачных пусков межконтинентальной ракеты».

21 августа 1957 осуществился второй успешный запуск, через 6 дней ТАСС сообщил о создании в СССР межконтинентальной баллистической ракеты, и Королёв вплотную занялся подготовкой к космическому запуску. Ученые торопились - ведь в том же году в США также в планах стоял запуск первого ИСЗ. Первоначально предполагалось запустить тяжёлый спутник с рядом научных приборов — объект Д. Однако, работы по нему затягивались, и было решено разработать очень простой аппарат с двумя радиомаяками для проведения траекторных измерений,

Внешне первый спутник выглядел как сфера, диаметром полметра, с четырьмя антеннами. Он состоял из двух полуоболочек со стыковочными шпангоутами, соединёнными между собой 36 болтами и резиновой прокладкой между ними. В верхней полуоболочке располагались две антенны, каждая из двух штырей по 2,4 м и по 2,9 м. На спутнике были установлены 2 радиопередатчика с источниками питания. При этом диапазон передатчиков простейшего спутника был выбран так, чтобы слежение за аппаратом могли осуществлять и гражданские радиолюбители.

Старания конструкторского бюро Сергея Королёва увенчались успехом. 4 октября был совершён успешный запуск. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 314,5 секунде после старта произошло отделение спутника и он начал подавать сигналы.

На космодроме люди выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных. Ещё на первом витке полета прозвучало знаменитое сообщение ТАСС и голос Левитана объявил: «…В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли…»

Первый спутник летал 92 дня всего совершив 1440 оборотов вокруг Земли и намотав около 60 млн.км, а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. Ныне дата запуска этого аппарата считается началом космической эры человечества, а в нашей стране отмечается как памятный день Космических войск.

125 лет назад, 4 октября 1883 года, в свой первый путь со Страсбургского вокзала в Париже отправился знаменитый «Восточный экспресс», связавший Турцию с Европой.

Идея создания Восточного экспресса принадлежит бельгийцу Джорджу Нагельмакеру. Родители отправили его учиться в Америку на инженера. Там Джордж впервые увидел пульмановские спальные вагоны, которых еще не знали в Европе. Предприимчивый юноша решил использовать их в Бельгии и других странах старого континента. В 1876 в Льеже он основывает Международную компанию спальных вагонов. Ее цель - создание поездов, которые могли бы, отправляясь из европейских столиц, доставлять пассажиров в азиатские страны. Бельгийский король Леопольд II, обожавший восточную экзотику, поддержал начинание Нагельмакера. Через шесть лет проект стал реальностью.

Первоначально поезд следовал по маршруту Париж - Стамбул, делая небольшие остановки в Мюнхене, Вене, Будапеште и Бухаресте. При средней скорости 50 км/ч «Восточный экспресс» за 67 часов преодолевал расстояние более чем в три тысячи километров! Лишь однажды поезд не вместился в график, когда в январе 1929 был вынужден остановиться на полпути. Пассажиры поезда оказались заброшены среди гор на пять дней.

Поезд состоял из четырех вагонов, только один был спальным пассажирским, остальные - бары, рестораны, багажное отделение. Высочайший комфорт и безопасность стоили дорого, были доступны только элитной публике, и поезда полностью окупали себя. Интерьеры поезда поражали своим великолепием: отделанные ценными сортами деревьев стены купе и украшавшие их картины известных художников, хрустальные люстры, бархатные занавески, кожаные кресла, восточные ковры… К услугам пассажиров были богатая библиотека и ресторан в стиле салонов времен Людовика XV, в котором творили лучшие повара Старого Света. А вышколенный обслуживающий персонал полностью оправдывал доверие даже чересчур привередливых пассажиров. Среди них были Мустафа Ататюрк, Елизавета II, Марлен Дитрих, Жан Маре, Шарль де Голль, Никита Хрущев …

Нередким гостем на «Восточном экспрессе» была Агата Кристи, прославившая поезд в своем детективе с одноименным названием. Кстати, действительно одно время в одном из вагонов поезда каждый месяц совершалось «убийство», которое мог расследовать каждый желающий пассажир. Всех участников этого «спектакля» награждали памятными призами. В этом поезде Мата Хари завоевывала сердца нужных ей людей, чтобы выведать у них военные и государственные секреты. В 1931 поезд был захвачен террористами, и находившаяся среди пассажиров певица Жозефина Беккер пела, чтобы успокоить попутчиков... Восточный экспресс фигурирует в фильмах Альфреда Хичкока, других известных режиссеров. Именно в нем разворачиваются действие в картине о Джеймсе Бонде "Из России - с любовью".

Гульнара
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров