Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

28 сентября в истории:

Общество | 28.09.2008


100 лет назад, 28 сентября 1908 года, родился Борис Исаакович Шелищ – лейтенант-изобретатель, обеспечивший перевод 500 автомобильных двигателей на водород. Это был первый и до сих пор единственный в мировой практике случай массового применения водорода в автомобильных двигателях.

Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде аэростаты заграждения, поднятые на высоту от 2000 до 4500 м, не позволяли фашистским самолетам снижаться для прицельного бомбометания. Самолеты натыкались крыльями на стальные тросы - срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм - аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют с фугасной миной. Если трос не разрезал крыло, самолет подрывала мина. Чтобы аэростат поднимался на большую высоту, в него закачивали водород. Подъем и спуск осуществлялись с помощью лебедки от двигателя грузовика «ГАЗ».

За техническое обеспечение и исправность установок в третьем полку отвечал лейтенант Борис Шелищ, и ему приходилось думать, чем заменить драгоценное горючее. Сначала он предложил вместо бензиновых лебедок поставить электрические от лифтов из ближайших домов. Пока шла подготовка к переоборудованию, не стало и электричества. 21 сентября 1941 лейтенант предложил подавать отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов во всасывающие трубы автомобильных двигателей. Командование поручило Шелищу проверить свое изобретение. На свой страх и риск техник подготовил эксперимент. Отработанный водород подводился к коллектору двигателя ГАЗ-АА, где газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода обеспечивалась педалью. Моторист лебедки управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина. Для безопасности эксплуатации воздушно-водородной "гремучей смеси" Шелищ придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке в трубе двигателя. Испытания оказались успешными. Командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего.

Аэростаты вновь поднялись на большую высоту и стали непреодолимым препятствием для немецких самолетов. За эту работу Бориса Шелища в декабре 1941 наградили орденом Красной Звезды. Летом 1943 он оформил авторское свидетельство на свое изобретение, в описании которого отмечал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности». После войны Шелищ к водороду больше не возвращался, считая свою блокадную эпопею с аэростатами заграждения пройденным этапом.

28 сентября 1573 года родился основоположник европейской реалистической живописи Микеланджело Караваджо.

Знаменитый итальянский живописец учился у Симоне Петерцано в Милане. В 1592-1594 переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч, бежал из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610 в возрасте 39 лет.

Караваджо не принадлежал к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях он противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы идеализации образов и аллегорическому толкованию сюжета. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается.

Независимость мастера от традиций явно преувеличивалась завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени. Художник сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль.

Произведения Караваджо - это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита. Сегодня творениями Микеланджело Караваджо («Кающаяся Мария Магдалина», «Лютнист», «Отдых на пути в Египет», « Успение Богоматери» и др.) гордятся лучшие галереи мира.

28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул паром «Эстония», погибли 852 человека. Паром, принадлежащий эстонской компании Estline, шёл рейсом из Таллина в Стокгольм и потонул на полпути из Эстонии в Швецию. Согласно официальному заключению эстонско-финско-шведской комиссии, причиной трагедии стали конструктивные недостатки судна, а также слишком высокая скорость для штормовой погоды. Однако звучала и версия о том, что паром мог пойти на дно из-за взрыва на борту.

Весной 1995 впервые прозвучала еще одна скандальная версия. "Шпигель-ТВ" показал материал, где были приведены факты, доказывающие, что капитан парома, пытаясь спрятать контрабанду от шведской полиции, решил сбросить груз в море и случайно утопил паром. Источник информации: секретный доклад российской группы "Феликс". По информации группы, на борту парома было много героина и 2 грузовика с 40 тоннами контрабандного кобальта. Транзит наркотиков морским путем через Эстонию в Европу, по информации "Феликса", хорошо организован наркодельцами. Конкуренты этих наркодельцов сообщили шведским властям о большой партии наркотиков на борту "Эстонии". Шведские таможенники подготовились к встрече парома и аресту команды. Однако некто сообщил капитану парома о провале и приказал выбросить мешки с героином и грузовики за борт. Капитан открыл ворота парома, чтобы отправить грузовики на дно. Паром затонул.

На "Эстонии" погибли 501 швед, 280 эстонцев, 22 латыша, 12 русских, 10 финнов, шесть норвежцев, а также представители других народов. Спаслись 137 человек, из них 111 мужчин и 26 женщин. Норвежцы предложили провести операцию по подъему останков погибших сразу после катастрофы осенью 1994 года, однако правительство Швеции отказалось от услуг фирмы. До сих пор не удалось найти тела 757 человек. Паром лежит в Балтийском море на глубине 54 метра (по некоторым оценкам - 80 метров).

В 1995 между Эстонией, Финляндией и Швецией было заключено соглашение о том, что затонувшее судно и район катастрофы являются местом последнего упокоения людей, погибших на "Эстонии".

Удивительный факт: за пять дней до трагедии астролог Павел Глоба в своем выступлении в Таллине предупреждал: «Очень опасные дни для Эстонии 28-29 сентября, катастрофы вблизи островов, возможность гибели большого судна, название которого будет как-то связано с самой Эстонией».

Гульнара
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров