Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Москва пытается удержать Дальний Восток пустыми обещаниями

Страна | 26.09.2008


В четверг премьер-министр России Владимир Путин на встрече с региональными представителями «Единой России» в Самаре объявил о том, что с «2009 года правительство начнет субсидировать авиаперевозки для Дальнего Востока». По словам многих наблюдателей и самого премьера, этот шаг назрел уже давно, однако «уговорить правительство удалось только сейчас». Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что государственная помощь жителям дальнего востока – лишь временная мера, за которой должны последовать более серьёзные изменения. Иначе, России «грозит потерять стратегически важный регион».


Самая главная проблема Дальнего Востока, по мнению большинства российских экспертов и политиков, - транспортная. На сегодняшний день плачевное состояние дорожной инфраструктуры дальневосточного региона, а также небольшое количество железных дорог, способных удовлетворить потребности в передвижении по России всех желающих, заставляют жителей Дальнего Востока обращаться к воздушному транспорту, который в свою очередь оказывается недоступен большинству населения, желающего выбраться из региона в центральную Россию из-за высоких цен на билеты. В то время как потребность россиян в авиаперевозках с каждым годом увеличивается примерно на треть, средняя цена билета из Владивостока в Москву в оба конца поднялась до 30 – 35 000 руб, что на 10 000 руб. дороже, чем стоимость авиаперелёта из Владивостока до Нью-Йорка.

Читайте по теме: Дальний Восток и Забайкалье утонут в деньгах

Между тем Дальний Восток и Сибирь в последнее время начали привлекать к себе нешуточное внимание российского руководства. Причём это вызвано как традиционными транспортными проблемами края, так и сложившийся неприятной тенденцией в российском авиабизнесе. Второй обанкротившейся авиакампанией в стране стала дальневосточная "Дальавия", объявившая о невозможности перевозить ть своих пассажиров из-за долгового бремени. Так, Дмитрий Медведев на днях провёл рабочую поездку на Чукотку и Магадан, где пообещал жителям Магадана построить автодороги, чтобы те "не уезжали из региона". На встрече с магаданцами речь также шла и о государственном субсидировании авиаперевозок жителей Дальнего Востока и Сибири. Тогда магаданцы посетовали президенту на "полное отсутствие конкуренции" в авибизнесе региона, от чего цены на билеты становятся непомерно велики. Дмитрий Медведев, стремительно отреагировав на жалобу, пообещал разобраться с билетами "отдельно". "Мы будем принимать решение о субсидировании, чтобы цены реально снизить, потому что такие цены трудно выдерживать", - понимающе отметил президент.

Суть предпринимаемых правительством мер по «субсидированию авиаперевозок» заключается в финансировании государством некоторых сфер авиабизнеса, непосредственно влияющих на ценообразование билета. «В 2009 году это будет 2,5 миллиарда рублей, причем по двум направлениям: первое - это перевозка пассажиров из регионов Дальнего Востока в европейскую часть и обратно, и перевозки пассажиров внутри Дальнего Востока», - рассказал о планах правительства премьер Владимир Путин на партийном слёте "Единой России" в четверг, добавив, что в «2010-м размер субсидии будет 5 миллиардов».

Читайте по теме на "Правда.Ru": Работники "Дальавиа" просят российские власти не допустить банкротства предприятия

Тем не менее, слаженность в действиях высшего руководства страны может не помочь исправить транспортную проблему Дальнего Востока. Насколько государственные деньги помогут снизить нынешнюю цену на авиабилеты в дальневосточном регионе, уверенно сказать пока не может никто, однако практически все эксперты сходятся во мнении: кардинально изменить ситуацию предпринимаемые правительством меры вряд ли смогут. По словам эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, на дальнем востоке есть три негативных фактора, способствующих росту цен на авиаперевозки. «Во-первых, на Дальнем Востоке не достаёт энергетических мощностей. В регионе работает всего один НПЗ (нефтеперерабатывающий завод – Newsinfo), поэтому топливо приходится завозить», - отмечает эксперт. «Другая проблем связана с парком. У дальневосточных авиакомпаний авиапарк состоит преимущественно из самолётов советского производства, которые, как известно, весьма энергоёмки, т.е. они на 30-40% потребляют больше топлива, чем их зарубежные аналоги », - напоминает Дмитрий Абзалов и добавляет, что чем хуже техническое состояние авиапарка, «тем соответственно больше убытков терпят авиакомпании». «В-третьих, необходимо строить совершенно новую топливную инфраструктуру на Дальнем Востоке: ТЗК (топливно – заправочные станции – Newsinfo) и т.д.», - отмечает эксперт.

Между тем, по словам наблюдателей, для того, чтобы спрос на авиабилеты не превышал предложение и не служил дополнительным стимулом к повышению цены на авиаперевозки, необходима модернизация транспортной инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, соответствующих современным нормам пассажиропотока, что позволит жителям Дальнего Востока иметь альтернативный способ выехать из региона.

На вопрос Newsinfo не может ли субсидирование авиаперевозок прекратиться из-за неплатёжеспособности государства, вернув тем самым прежние цены на авиабилеты, Дмитрий Абзалов ответил, что «предпринимаемые правительством меры краткосрочные и рассчитаны на год – два», добавляя при этом, что начало государственного субсидирования авиаперевозок – «важное социальное решение», реализация которого, по мнению эксперта, крайне важно с точки зрения сохранения целостности страны. "Иначе России грозит потерять стратегически важный регион», - подытожил эксперт.

Вячеслав Козлов
Код для вставки в блог

Новости партнеров