Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 16.02.2019 : 66,7044
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 16.02.2019 : 75,2492

Прощальный реверанс чудо-субмарины "Золотая рыбка"

Прощальный реверанс чудо-субмарины "Золотая рыбка"

Россия прощается с "Золотой рыбкой". Атомная подводная лодка К-222 переведена с производственного объединения "Севмаш" к причалу Центра судоремонта "Звездочка" для утилизации. Опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 - уникальная субмарина, до сих пор не имеющая аналогов в мировом кораблестроении. «К-162», позднее переименованная в К-222, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая подводная лодка в мире. Скорость ее хода составила 44,7 узла (82,8 км/ч). Это достижение не превзойдено до сих пор нигде в мире. Субмарина, которая должна была стать родоначальницей целого класса подводных лодок, так и осталась в одном экземпляре: государство не нашло денег на строительство уникальных экземпляров. В 1989 году «Золотая рыбка» была исключена из состава ВМФ, передают Вести.

Корабль строился на "Севмаше" 6 лет, и только в 1969 году был произведен пробный запуск. Когда после скоростных испытаний лодка всплыла, члены государственной комиссии поблагодарили и поздравили личный состав, проектантов и друг друга с успешным завершением, а Брежневу с моря направили шифровку: "Докладываем. Голубая лента скорости в руках советских подводников". Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. Над созданием этого уникального корабля работали тысячи специалистов, и каждый должен был хранить тайну. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику и оборудование. Из-за этого сильно увеличились сроки разработки проекта, потребовалось больше денег, зато корабль в итоге получился уникальным. За дороговизну постройки субмарина получила среди моряков наименование "Золотая рыбка". За годы плавания «рыбка» не сделала ни одного выстрела: ведь война, которая велась между США и СССР, была холодной.

Капитан «Золотой рыбки» петербуржец Юрий Голубков поделился морскими секретами с корреспондентом издания «Смена». «К-162» была экспериментальной, - рассказывал капитан. - Во-первых, это до сих пор единственная в мире подлодка, корпус которой сделан целиком из титана. Это дерзкое решение позволило лодке погружаться на глубину до 400 метров! В те времена американцы чувствовали себя в Атлантическом океане и Средиземном море вольготно, потому что наши подлодки не могли угнаться за их авианосцами. Быстроходная «К-162», оснащенная крылатыми ракетами, стартующими из-под воды, вызвала у американских военных страх и уважение. В американских секретных документах ее почтительно называли «Папа». На подлодке «К-162» впервые были использованы цифровые системы телемеханики и автоматики. Те технологии, которые сегодня мы привычно называем компьютерными, были тогда абсолютным новшеством. Секретность вокруг проекта была строжайшая. Даже жена и сын капитана не знали, на какой лодке он выходит в море. Только спустя 40 лет моряки смогли рассказать о том, где работали.

Рассматривалось три альтернативных материала для изготовления корпуса - сталь, алюминий или титан. Выбрали титан, хотя базы по его производству не было - она создавалась одновременно с постройкой лодки. Титан антикоррозийный, маломагнитный и очень прочный. Легкий корпус лодки имел в поперечном сечении круговую форму с кормовой оконечностью типа "раздвоенная корма" с разнесенными на 5 метров гребными винтами (позднее подобная схема расположения винтов будет заимствована на лодки пр.949 и 949А). На флоте такая схема получила название "штаны", пишет Википедия. Носовая часть подлодки состояла из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Они были расположены друг над другом так, что в сечении представляли восьмерку. Верхний цилиндр — первый отсек, нижний цилиндр — второй отсек. Однако, на скоростях выше 35 узлов из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту лодки до 100 децибел. Подобный шум не только сводил с ума экипаж, но и лишал лодку скрытности. Но это, по сути, был единственный недостаток тайного чудо-корабля.

Кстати, с похожего засекреченного проекта началась история подводного кораблестроения в России. "Потаенное судно" предложил построить в 18 веке плотник Ефим Никонов. Известно, что в 1721 г. лодка была испытана в присутствии Петра Первого. Никонов даже затребовал вооружение для своего подводного корабля, так называемые "огненные трубы", по-видимому, имелись в виду примитивные пороховые огнеметы. Со смертью Петра работа прекратилась, а подводная лодка сгнила в заброшенном сарае. Та же участь постигла и «потаенную» Золотую рыбку, которая годами покрывалась плесенью в доке. Что ж, мир праху твоему, чудо-корабль советского флота.

Image

Белорусские чиновники предложили выпускать молоко без пальмового масла

Полностью исключить использование заменителей молочного жира на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предложили в Белоруси.

Image

Банки Германии делают все возможное для смягчения антироссийских санкций

Банки Германии предпринимают меры, направленные на смягчение возможных новых санкций США против РФ.

Image

Открытая реанимационная система помогла спасти недоношенных малышей

В Кемерове на базе Областной клинической больницы скорой медицинской помощи имени Подгорбунского установили новое оборудование, с помощью которого медикам удалось спасти двойню.

Image

Беруши предложили продавать в клубах, как презервативы

Инициаторы кампании уверены, что беруши должны быть так же доступны, как презервативы, и продаваться в вендинговых автоматах.