Курсы валют: USD 20/01 59.3521 0.1691 EUR 20/01 63.1803 -0.0449 Фондовые индексы: РТС 18:17 1133.38 -1.59% ММВБ 18:17 2156.77 -0.61%

Российский авиапром долетел до нового проекта века

Страна | 15.07.2008


Один из крупнейших авиафорумов мира в английском Фарнборо не обошёлся без громких презентаций. Выделиться на этот раз удалось российской делегации, которая представила на суд международных наблюдателей амбициозный проект нового российского пассажирского самолёта МС-21. Среднемагистральный самолёт (МС) вместимостью 150-210 пассажиромест призван заполнить внутренний авиационный рынок, нуждающийся в новых недорогих судах, и составить конкуренцию иностранным разработкам за рубежом. Однако эксперты опасаются, что российский авиапром не выдержит ещё один «проект века», так как на производство пока единственного российского гражданского самолёта Superjet 100 были брошены последние силы.


Правление Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) утвердило концепцию нового гражданского самолета МС-21, который должен прийти на смену Ту-154. Проектировать новый лайнер поручено корпорации «Иркут». Как ожидается, серийное производство самолета начнется уже в 2015 году, а стоить он будет порядка 38 млн долл. в нынешних ценах.  Научно-производственная корпорация «Иркут» — второй по величине российский производитель военных самолетов, специализирующийся на выпуске истребителей Су-30 и Су-27, а также самолета-амфибии Бе-200. Президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил газете РБК daily, что 14 августа на комиссии ОАК будут защищаться концепция и бизнес-план проекта МС-21. «Месяц назад правление ОАК одобрило решение о начале работ над этим самолетом. Головным исполнителем определена корпорация «Иркут», которая будет делать его совместно с ведущими КБ страны», — цитирует газета Демченко.

Читайте по теме: Новая авантюра российского авиапрома

Как рассказал Newsinfo руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, государственная роль в проекте будет существенная. «В настоящее время на создание среднемагистрального самолёта МС-21 выделено порядка 70 млрд. долларов из бюджета. Это очень серьёзные деньги». По словам эксперта, наряду с государственной долей в проекте будут принимать участие негосударственные средства. «Компания «Иркут» планирует привлечь порядка 330 млн$ внебюджетных средств. С учётом того, что на период разработки МС-21, с 2009 по 2012 годы, на Иркутском авиационном предприятии будет продолжено проведение технологического перевооружения, проект имеет хорошие шансы завершиться созданием самолёта», - отмечает Пантелеев.

Читайте по теме: Надежда российского авиапрома Superjet-100 оправдал ожидания

Ожидается, что все детали самолёта будут исключительно российские, однако после окончания очередного дня британского авиасалона в Фарнборо стало известно, что в разработку самолёта могут быть пущены китайские партнёры. Причём слово «пущены» звучит не совсем корректно, так как речь идёт о создании СП (совместное предприятие), что означает фактически паритетный статус производства нового самолёта.  «В следующем году мы определимся с китайскими производителями о возможности создания СП по проектированию нового пассажирского среднемагистрального самолета МС-21. В ближайшее время мы планируем встретиться с китайской рабочей группой", - сообщил глава ОАК Алексей Федоров на авиакосмическом салоне Фарнборо-2008. По его словам, в Китае появилась похожая программа под названием «Большой пассажирский самолет». Вместе с тем, глава ОАК отметил, что пока рано говорить о реализации проекта создания СП, так как китайский самолет подобного класса отличается от МС-21 как по техническим показателям, так и по срокам его создания.

Читайте по теме: Путин знакомится в подмосковном Жуковском с отечественным авиапромом

Желание объединиться свидетельствует о том, что российская авиапромышленность может сделать новый МС-21 сама, но только для внутреннего рынка. Для обеспечения заявленной разработчиками международной конкуренции необходимо технологическое участие в проекте иностранных компаний. Разработчики, по всей видимости, это понимают. Самым сложным является вопрос с выбором двигателя. «Есть вариант установки ПС-12, который в свое время проектировали «Пермские моторы», возможно, это будет совместное производство с западными компаниями. Но если они не смогут создать двигатель до 2012 года, то «Иркут» будет искать зарубежный двигатель», — говорит президент корпорации Олег Демченко. Однако, как показывает практика создания самолёта, детали которого производятся в разных странах, в итоге проект может не вписаться в запланированные сроки. Напомним, разработка нового российского самолёта Sukhoy SuperJet 100 также столкнулась с проблемой сроков сдачи самолёта в эксплуатацию, во многом из-за задержки поставок оборудования. Другой бич современной авиа- и военной промышленности – кадровый голод. «У российского  авиапрома есть кадровая проблема. Не хватает техников, инженеров, докторов и даже менеджеров среднего звена», - сетует эксперт Дмитрий Пантелеев, однако, по его словам, перспективы у проекта МС-21 хорошие.

Вячеслав Козлов
Код для вставки в блог

Новости партнеров