Курсы валют: USD 25/01 59.2168 -0.2866 EUR 25/01 63.6225 -0.3199 Фондовые индексы: РТС 14:18 1148.71 0.97% ММВБ 14:18 2161.59 0.72%

Из Бутово до Марьино будут летать пассажирские вертолеты

Страна | 27.05.2008


Борьба с пробками и, как следствие, поиск альтернативных видов общественного транспорта – одна из главных тем, обсуждаемых москвичами и правительством города в последнее время. Договорились до того, что появление в небе над  Москвой вертолётов, раскрашенных в чёрно-жёлтую шашечку, станет возможным уже в ближайшие 2-3 года. Экономическую целесообразность этого проекта ещё предстоит оценить, однако уже сейчас перспектива появления по-настоящему общедоступного воздушного такси многим кажется туманной.


Идея создания общедоступного транспорта, способного перевозить людей по воздуху, начала муссироваться в прессе ещё несколько лет назад. Правда, тогда всё закончилось разговорами о перспективах. Дискуссия по этому поводу началась одновременно с возникновением острейшей транспортной проблемы в Москве, которая к этому моменту достигла своего апогея. На работу не могут добраться не только автолюбители, но уже и люди, пользующиеся общественным транспортом. Переполнены автомобильные дороги, метрополитен в буквальном смысле задыхается от огромного пассажиропотока, а в последнее время, в связи с недавней забастовкой железнодорожников, стало понятно, что электричка также не гарантирует москвичу точное прибытие на работу. К тому же с началом дачного сезона о своём желании долететь до нужного места не упомянул только ленивый.

Читайте по теме: Юрий Лужков: идея авиатакси в Москве бесперспективна

Три года назад на авиационном салоне «Макс» правительство Москвы объявило о запуске программы «Московское воздушное такси». Инвестиции в проект должны были составить порядка 10 млрд. рублей. В планы входило приобретение 25 самолетов марок Cessna Grand Caravan, Embraer и М101Т «Сокол», а также 37 вертолетов марок В-3А «Сокол», СВ-4 «Стриж», АС-355Н, ЕС-120Б. При этом оператором выступит авиакомпания UTair. Программа «Московское воздушное такси» подразумевала осуществление перелетов на регулярной чартерной основе из Москвы в районы Подмосковья и сопредельных областей. О том, по какому принципу будет осуществляться доступ к воздушному транспорту, сказано не было.

Читайте по теме: Открылось первое в мире космическое турагентство

Многие наблюдатели склонны думать, что степень реализации подобной программы зависит от стоимости техники и топлива. Не секрет, что в последнее время рост цен на различные виды жидкого топлива ещё более понизил рентабельность авиаперевозок. Это неминуемо скажется на стоимости «проездного» билета, который ко времени пуска «воздушного такси» станет ещё дороже. Таким образом, обыкновенный москвич за быструю и комфортную доставку должен будет отдать сумму, в несколько раз превышающую стоимость билета на электричку, метрополитен или автобус. Очевидно, что для обыкновенного человека такая цена – не по карману, даже если через 5 лет по прогнозу Юрия Лужкова средняя зарплата в столице достигнет 60 тысяч рублей, поэтому говорить о настоящей общедоступности «воздушного такси» явно преждевременно. Между тем на малогабаритные вертолёты в Москве спрос только увеличивается, что доказала прошедшая совсем недавно первая выставка вертолётов в России. Средняя цена на маленький вертолёт не превышает стоимости хорошего спортивного автомобиля, поэтому позволить себе роскошь воздушного передвижения могут обеспеченные москвичи, коих с каждым годом прибавляется. Посему фирм, специализирующихся на воздушной перевозке с шиком, будет только прибавляться, что делает «воздушное такси» - элитарным видом транспорта.

Читайте по теме: Монорельса не будет, монорельса нет

Поправить ситуацию может  альтруизм и забота о москвичах столичного правительства, которое предоставит возможность жителям города перелететь из Бутово на Речной вокзал себе в убыток, установив фиксированную плату за перелёт, как на автобусе или метрополитене. Однако поиски более дешёвого авиационного топлива не останавливаются. Оказалось, что в удаленных нефтедобывающих регионах в избытке имеется попутный нефтяной газ, отличное сырье для производства альтернативного авиационного горючего — сконденсированного газа (авиагаза), полностью заменяющего дорогостоящий авиакеросин. Как пишет газета «Промышленные ведомости», технологию производства газообразного авиационного горючего разработал краснодарский институт “НИПИгазпереработка”. Конечный продукт представляет собой смесь углеводородных газов, среди которых доминирует бутан, и по своим эксплуатационным показателям превосходит авиакеросин. Расчеты показывают, что максимальная цена тонны такого газообразного топлива не превысит 50 долларов.

Читайте по теме: Москва избавляется от пробок путем…

Столь существенная разница способна оказать заметное влияние на экономику воздушных перевозок и, как следствие, на рентабельность проекта «Воздушное такси». Но пока значительная часть попутного газа сжигается в факелах: по данным компании НК “ЛУКОЙЛ” до 6 млрд. м3 в год. Подобный вид топлива способен внести ясность – целесообразно ли экономически создание нового вида транспорта или нет. Очевидно только одно, простым москвичам следует запастись нервами для ежедневных поездок в общественном транспорте, потому как социальные проекты в России осуществляются традиционно долго.


Гусакова Ирина
Код для вставки в блог

Новости партнеров